Главная Политика Общественная палата: Экономические и социальные последствия современной миграции

Общественная палата: Экономические и социальные последствия современной миграции

24.04.2014

 Трудовые ресурсы из-за границы

Рассмотрев экономические и социальные последствия современной миграции, сложившуюся практику управляемости миграционными потоками в Оренбургской области, Совет Общественной палаты отмечает, что миграция, являясь одной из составляющих рыночных отношений, обеспечивает наряду с товарными и финансовыми потоками перемещение населения в едином экономическом пространстве.

По данным статистики, за последние пять лет численность населения области уменьшилась на 102,9 тыс. человек. Несмотря на естественный прирост в 2013 году - 1,8 тыс. чел., ежегодно в другие регионы России выбывает в среднем 9,0 тыс. человек. Около 70% из них в трудоспособном возрасте и более 40% составляет молодежь в возрасте от 18 до 29 лет.

В 2014-2016 годах прогнозируется дальнейшее снижение численности трудовых ресурсов. Потребность Оренбургской области в привлечении иностранных работников в 2013 году была утверждена в размере 8 928 человек, в 2014 году - 7 616 человек. Наш регион сегодня является своеобразным санитарным кордоном, сдерживающим проникновение во внутренние регионы России наркотиков, контрабанды, нелегальных мигрантов. Из 14 субъектов Приволжского Федерального округа на Оренбуржье приходится около 3/4 въезжающих иностранных граждан и лиц без гражданства.

Миграционная привлекательность Оренбуржья объясняется приграничным положением, прохождением традиционных транспортных путей, связывающих государства Центральной Азии и центр России, проживанием представителей более 120 национальностей, а также стабильностью экономического развития региона. Доля иностранных граждан, работающих на территории Оренбургской области, составляет около 1 % от числа занятых в экономике, что не оказывает негативного влияния на рынок труда области. В области большое внимание уделяется пресечению каналов незаконной миграции, и важное место в решении этого вопроса занимает взаимодействие служб, направленное на профилактику правонарушений, осуществляемое на постоянной основе, как на уровне областных Управлений, так и на уровне структурных подразделений.

«Минусы» мигрантов и миграции

Вместе с тем привлечение и использование иностранной рабочей силы имеет ряд негативных последствий. Во-первых, вывоз иностранными гражданами из региона заработанных денежных средств сдерживает увеличение платежеспособного спроса в области. Во-вторых, у иностранных граждан отсутствует желание интегрироваться в жизнь населения области. В-третьих, возникновение языковой, культурной и религиозной проблем, что может привести к росту социальной напряженности. В-четвертых, в общем числе прибывающих мигрантов происходит увеличение количества женщин и детей мигрантов. Отмечается   увеличение   количества   женщин - иностранных граждан,  обратившихся  в родильные отделения учреждений здравоохранения и получивших медицинские услуги, связанные с рождением ребенка. По данным Министерства здравоохранения Оренбургской области за 2012 год этих женщин было 152, а за 10 месяцев 2013 года - 264. Таким образом, увеличение численности «детского населения» составило 74%, в том числе 2 ребенка – отказника. Сохраняется  тенденция вовлеченности несовершеннолетних в раннюю трудовую   деятельность. Временные трудовые мигранты и их семьи лишены права на медицинскую помощь (за исключением экстренной) и помощь профилактической медицины. В - пятых, в     регион из числа иностранцев приезжают для работы низкоквалифицированные, малообразованные граждане без знания русского языка. В связи с этим более предпочтительным является добровольное переселение в область соотечественников, проживающих за рубежом. Данное мероприятие позволит уменьшить темпы сокращения численности населения области, в том числе в трудоспособном возрасте, а также снизить профессионально-квалификационный дисбаланс на рынке труда.

Пути выхода из ситуации

В целях регулирования миграционных процессов в Оренбургской области, обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития, принципов национальной безопасности, удовлетворения потребностей в трудовых ресурсах, рациональном размещении населения по территории региона, реализации интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, Совет Общественной палаты решил рекомендовать Общественной палате Российской Федерации обратиться с предложением в Государственную Думу РФ и к Правительству Российской Федерации.

В обращении предложено ускорить принятие закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в РФ». В этом документе предусмотрены меры по обучению взрослых мигрантов русскому языку, основам российского страноведения и культуры. Там же запланировано создать адаптационные классы и специальные программы обучения в школах детей мигрантов, с перспективой получения вида на жительство в РФ для выпускников, успешно окончивших общеобразовательную среднюю школу. Значительное внимание уделено необходимости профессиональной ориентации, обучению, переподготовке и повышению квалификации, содействию трудоустройства мигрантов. Рассмотрена возможность оказания государственных услуг по подтверждению уровня образования или профессиональной квалификации, полученных за рубежом. Предусматривается создание системы государственной поддержки для проектов организаций, работающих в сфере интеграции и адаптации мигрантов, в частности, центров правовой защиты, медицинского обслуживания, агентств занятости и бирж труда.

Законодательному Собранию области рекомендовано, учитывая острую нехватку специалистов-выпускников системы среднего профобразования, рассмотреть возможность бесплатного обучения в средних специальных учебных заведениях детей мигрантов, с обязательностью отработки ими на российских предприятиях не менее 3-5 лет.

Правительству области рекомендовано усилить контроль за регулированием миграционных процессов. Осуществлять постоянный мониторинг региональных потребностей в рабочей силе и квалифицированных специалистах. Проводить обязательную этнологическую экспертизу возможных последствий крупных промышленно-хозяйственных и аграрных проектов с миграционными последствиями - до этапа внедрения этих проектов. Совершенствовать систему взаимодействия всех заинтересованных ведомств по приему и обустройству соотечественников на территории области. Решать проблемы оптимизации направлений и объемов миграционных потоков, содействия более эффективному использованию трудовых ресурсов, правовой и социальной защиты, оказания медицинской помощи, трудоустройства, обучения мигрантов. Обратить особое внимание на взаимоотношения иностранцев с рабочими и администрацией на производстве, взаимоотношение мигрантов и местных жителей, влияние миграции на криминальную обстановку, условия труда и быта трудовых мигрантов, нелегальное занятие коммерцией иностранными гражданами.

 Члены Общественной палаты Оренбургской области, в свою очередь, включатся в общественное обсуждение законопроекта по совершенствованию патентной системы в Российской Федерации, с учётом интересов местных жителей, проживающих на тех или иных территориях, цивилизованного отношения к тем людям, которые приезжают к нам и хотят здесь работать.

 

Комментарии (0)

архив новостей