Главная Общество Самый главный урок — жизнь

Самый главный урок — жизнь

17.12.2013
Самый главный урок — жизнь

Василий Егорович Савостьянов учителем истории и обществознания в Староборискинской средней школе работает с 1985 года. Через несколько лет, в 1989 г., был назначен директором этого общеобразовательного учреждения. На этой должности он находился 24 года.

Добросовестный труд В. Е. Савостьянова неоднократно отмечался благодарностями и Почетными грамотами районного отдела образования. В 2000 году был награжден нагрудным знаком «Почетный работник общего образования».

После встречи с В. Е. Савостьяновым почему-то вспомнилась притча о царе, который, мечтая осчастливить свой народ, за советом обратился к мудрецам. Но прежде, чем что-либо посоветовать, они задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный и какое дело на земле самое главное? Царь ни на один из них не ответил, хотя ответы были очень просты. Ведь самый главный час — это тот, который наступил. Самый главный человек — тот, который сейчас с тобой, а дело, которым ты занимаешься, и есть самое важное на этот момент. Так получается и в жизни Василия Егоровича, череда дней которого состоит из уроков, познания нового и открытия загадок детских душ.
Не в характере В. Е. Савостьянова рассказывать про себя и свою семью. Вывести его на откровенный разговор очень трудно. Но когда же ему было предложено поговорить об истории, его самом любимом школьном предмете, согласился без всяких раздумий.

- Василий Егорович, в свое время мы учились на подвигах героев Гражданской войны и Великой Отечественной. Знали, в каком году Наполеон вошел в Москву и когда прогремел исторический залп крейсера «Аврора». Что изменилось с той поры?

- Да ничего, в общем, и не изменилось. В школьных учебниках по-прежнему отводится место этим событиям, и дети, как и мы когда-то, тоже интересуются именами молодогвардейцев, судьбой Николая Островского, политическими партиями и их лидерами. Если хотите знать, историком я стал благодаря учителю Стародомосейкинской восьмилетней школы Е. С. Соловьеву. Егор Степанович, участник войны, очень интересно и содержательно проводил уроки, которые всегда сопровождались примерами, рассказами, воспоминаниями. У него было чему поучиться.

История - наука сложная. На каждую эпоху у любого человека свой взгляд, свое видение, мнение. Моя же задача, как учителя, состоит в том, чтобы не просто объяснить учебный материал, а заинтересовать историческим процессом детей. Конечно, у ребят возникает много вопросов, но я всегда говорю: не нужно огульно ругать времена, о которых мы по сути ничего не знаем.

- Не знаем, верно. Тем не менее ответ на любой вопрос можно найти в Интернете...

- А я так не считаю. В Интернете много разной информации. И порой мифы выдаются за реальные события. Возьмем для примера репрессии. Если задать вопрос, сколько военных людей было подвергнуто гонениям, то выйдет цифра, во много раз завышенная, чем было на самом деле. Уверяю, репрессированных было куда меньше. Тоже самое относится и к художественным фильмам, которые в последнее время очень часто показывают по телевидению. Они не раскрывают всей правды. Когда в них затрагиваются какие-либо времена, я вновь говорю ученикам: не верьте всему подряд. Давать оценки прошлому, особенно школьникам, считаю, не нужно. Вот историческое прошлое России они знать должны. А все остальное — до поры до времени.

- А что Вы говорите ученикам про времена девяностые, про переворот в стране, про инфляцию, обесценивание денег...

- Придерживаюсь строго школьной программы. Хотя дети не такие уж и наивные, как могут показаться на первый взгляд. Об этих временах они знают со слов родителей, очевидцев тех непростых лет.

- А сейчас что ждет Россию?

- Я верю в будущее своей страны. Да, сегодня России сложно, но нужно время, чтобы она, как прежде, стала великой державой.

- А есть ли будущее у села? В данном случае — у Староборискино?

- Скажу так: пока есть школа — село живет. В 1989 году, когда я приехал в Староборискинскую среднюю школу после окончания Оренбургского пединститута, в школе обучалось почти 150 учеников. Сегодня их — 50. И такое количество еще будет на протяжении нескольких лет. Жаль, конечно, что в селе не осталось никакой работы для людей, народ уезжает из родных мест, рождаемость небольшая, но жизнь в селе по-прежнему продолжается.

- А у Вас никогда не возникало желания уехать из родных мест?

- Нет. Учился по направлению колхоза, затем вернулся. Здесь родились дочь, сын. Теперь у меня два внука -  Артем и Иван. Правду говорят, что внуков любят больше, чем детей. Хотя, в общем, Катя и Егор — тоже моя большая гордость. Особенно сын. Егор работает в Саратовском государственном университете, там преподает и параллельно учится в аспирантуре. Так что я на судьбу не  в обиде...

Коллега о коллеге

Н. Н. Докшина, заведующая методическим кабинетом районного отдела образования:
- Василий Егорович — ответственный, профессиональный педагог. Его уроки носят обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Большое внимание Василий Егорович уделяет гражданско-правовому воспитанию своих учеников, привитию им нравственных и эстетических идеалов.

Ольга Маринина

Комментарии (0)

архив новостей