Объявления
Интервью
Тайны следствия
6 апреля — День работников следственных органов МВД РФ
После двадцати непрерывных лет работы в органах внутренних дел сотрудники полиции имеют право выйти на заслуженный отдых. У Ирины Ериновской пенсия по выслуге наступила два года тому назад. Но о покое, о котором раньше так мечтала, она сегодня думать не хочет. Просто не представляет, чем будет заниматься дома...
Наш разговор с И. В. Ериновской состоялся накануне профессионального праздника работников следственных органов. Поэтому многие вопросы, которые были заданы майору юстиции, напрямую касались ее службы. И все же было интересно узнать, какая Ирина Викторовна вне работы. Ведь она не только мама троих детей, но и бабушка годовалой внучки.
- Ирина Викторовна, говорят, что когда на человека, подозреваемого в совершении преступления, заводится уголовное дело, его судьба во многом зависит от следователя. Ваше мнение?
- Наверное, так и есть. Ведь что такое следственная работа? Это месяцы допросов и очных ставок. А еще психологическая борьба с преступниками, которые всячески стараются избежать наказания. Здесь как нельзя требуются усидчивость и терпение. Только тогда можно добиться положительного результата. На рассмотрение дел, согласно Уголовному кодексу, уходит до 2-х месяцев. В случае сложного дела сроки могут быть продлены до 1 года. Чтобы завершить работу, мне не раз приходилось засиживаться даже по ночам.
Закон един для всех. Правда, иногда мне трудно бывает согласиться с тем, что колхозник, уличенный в краже двух мешков зерна, получает такое же наказание, что и мошенник, который путем хитрых махинаций завладел миллионом рублей. Оба будут осуждены по одинаковой статье — 58-й...
- Как Вы оцениваете обстановку в районе? Жители не боятся в темное время выходить на улицу?
- Я, думаю, не боятся. Знаю это из личного опыта. Зимой, возвращаясь домой в 8-9 часов вечера, а то и того позже, хулиганов никогда не встречала. Да и кто сегодня будет нарушать наш покой? Пожилые люди, которые живут в селах и деревнях? Нет, конечно же. Молодежи мало, драк и ссор почти нет. Значит, и бояться нечего.
В полиции работает «телефон доверия», берем во внимание даже анонимные звонки, а также обращения граждан, которые, допустим, обратились за помощью к сотруднику правоохранительных органов или инспектору ГИБДД.
- Помните ли Вы свое первое дело?
- Конечно, даже фамилии преступников до сих пор помню. Случай произошел в селе Кирюшкино Бугурусланского района. Там у одного жителя украли трех баранов. Казалось бы, простецкое дело. Но оно было так запутано, что, к моему глубокому разочарованию, раскрыть его поначалу не смогла. Мне тогда пришлось сильно постараться, чтобы доказать вину подозреваемых. Ночами не спала, все думала, сопоставляла факты, но нашла все же зацепку. Когда дело было раскрыто, владелец живности честно признался, что, когда увидел меня, разочаровался. Мол, что сможет сделать молодая неопытная девчонка...
- Когда народ отдыхает, сотрудники полиции находятся на службе. Ирина Викторовна, сколько длится Ваш рабочий день, и бывают ли у Вас выходные и праздничные дни?
- Мой рабочий день в среднем длится 11 часов. Имею, согласно графику, всего один выходной день. Ну а праздники... Редко, но бывают. Не скрою, устаю страшно, но это моя работа.
- Как Ваша семья относится к тому, что Вы большую часть жизни проводите в полиции?
- За двадцать два года работы в ОВД моя семья привыкла к тому, что меня не бывает дома. Конечно, я чувствую за собой вину, что дети выросли практически без меня. Ведь даже в декретных отпусках я находилась всего до полутора лет, и в этой связи нам с мужем приходилось нанимать няню. Но так складывались обстоятельства. Дочери и сын с ранних лет привыкали к самостоятельности, по возможности старались помогать мне по дому и хозяйству. Но теперь дочери выросли, разъехались, и мой главный помощник в доме — двенадцатилетний Василий.
Да что я! Так живут все мои женщины-коллеги! Их в полиции, не считая техперсонала, восемь человек! Все довольны жизнью, растят и воспитывают детей.
- Ваши дети, зная особенности профессии, скорее всего, не пошли по Вашим стопам?
- Почему же? Старшая Ольга работает судебным приставом, замужем, живет в Бугуруслане. В настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком. Вторая дочь, Лена, после окончания Северной средней школы поступила в архитектурный университет, но, проучившись там какое-то время, поняла, что это не ее. Сейчас готовится к поступлению в юридическую академию. Сын — школьник, кем он хочет быть — неизвестно. Правда, иногда заявляет, что поступать в юридический ВУЗ не собирается. Но поживем — увидим.
- Ирина Викторовна, Вам приходится общаться с людьми, способными на преступление. Удается ли Вам, как следователю, понять их душу?
- За время работы в следственном отделе я поняла, что любой преступник ждет к себе человеческого отношения. А так как я противник жестких методов, то у меня на этот счет имеются свои секреты. Впрочем, какие уж тут тайны! Вы смотрите телевизионный сериал «Улицы разбитых фонарей»? Так вот, примерно такие же методы работы применяем и мы к своим подследственным. Угощаем сигаретами, купленными специально для разговоров, интересуемся делами семьи, детей. Если понимаем, что родственники задержанного нуждаются в помощи работников отдела социальной защиты, опеки и попечительства или других каких-то ведомств, то, если в наших силах, проявляем свое участие. Только вот так, на доверии, и можно разглядеть человеческую душу.
Наш контингент, знаете ли, не выносит того, когда к ним обращаются на «Вы». Чем проще — тем лучше. Иногда даже приходится применять свойственную им разговорную лексику, чтобы общаться «на одном языке».
- Ваша работа, честно скажем, - не для слабонервных. Разбои, грабежи, убийства, дорожно-транспортные происшествия, кровь, слезы... По ночам это не снится?
- Не снится. Едва дохожу до кровати, как засыпаю крепким сном. А кровь, трупы... В ДТП погибают порой по несколько человек. Но, как бы тяжело не было, приходится вести расследование, выяснять факты, опрашивать участников происшествия. Наверное, привыкла...
- У каждого из нас в жизни был наставник, у которого мы учились и набирались опыта. Кто Вам помогал в начале карьеры и кого бы Вы могли по праву назвать «Шерлоком Холмсом»?
- После окончания юридического института я один год работала в милиции города Бугуруслана. В 1993 году была направлена на работу в Северное. Большую помощь в работе мне оказывала Татьяна Серафимовна Кабанова, за что ей большое спасибо. Что касается «Шерлока Холмса», то, наверное, самым профессиональным следователем того времени был Иван Михайлович Полянский. Это настоящий оперативник, который, едва только поступало сообщение о преступлении, мог с большой долей вероятности предугадать, кто его совершил и с какой целью.
Таких, как Иван Михайлович, сегодня в отделе полиции, к сожалению, нет. Тем не менее, как работают мои коллеги, О. Н. Захаров и Р. Гумеров, я довольна. Олег Николаевич в 1995 году начинал с должности участкового инспектора. Затем перешел в следственный отдел и, как показало время, стал хорошим сотрудником. Рамис, несмотря на молодость, тоже добивается неплохих результатов. Надо сказать, что в нашем отделе случайных людей нет. Если кто пришел к нам работать, то здесь остается до самой пенсии.
Ольга Маринина.