Главная Политика Лучше меньше, да лучше Зачем укрупняют муниципалитеты?

Лучше меньше, да лучше Зачем укрупняют муниципалитеты?

04.10.2012
Лучше меньше, да лучше Зачем укрупняют муниципалитеты?

«Наша общая задача – укрепить местное самоуправление, расширить его финансовую самостоятельность и ресурсные возможности. И конечно, необходимо создать условия для прихода в муниципальные структуры власти квалифицированных специалистов и управленцев», - отметил в своем приветствии участникам и гостям IV съезда Всероссийского Совета местного самоуправления Президент России Владимир Путин.

По сути именно это является основой той муниципальной реформы, о которую ломаются копья уже без малого целое десятилетие. Оренбуржье от разговоров перешло к действиям. Что уже сделано и что еще предстоит? Об этом – наш разговор с вице-губернатором – заместителем председателя Правительства – руководителем аппарата Губернатора и Правительства области Дмитрием Кулагиным.

– Дмитрий Владимирович, так в чем все-таки основной смысл предстоящих преобразований? Только ли в сокращении числа чиновников и затратах на их содержание? Если так, то может проще заставить их работать, а людям оставить возможность иметь институты власти на местах?

- Власть на местах останется в любом случае и будет по-прежнему максимально доступной. И сокращение управленческого аппарата – это лишь вершина айсберга, одна из многих составляющих будущих преобразований. На самом деле реалии таковы, что система, когда каждый поселок – само себе муниципальное образование, себя изжила. Практика многих лет показала, что маленьким территориям, глубоко дотационным и не имеющим собственных налоговых поступлений, выживать самостоятельно крайне сложно. По одной простой причине – отсутствие средств на исполнение собственных полномочий. Обязанностей много – возможностей нет.

Оптимизация призвана это количество не просто сократить, а сделать поссоветы самодостаточными с точки зрения исполнения полномочий.

Самый острый вопрос – это  финансовое наполнение местных бюджетов. Сегодня у нас практически 98 процентов муниципалитетов, особенно на уровне поселений, дотационные. Собственные заработанные средства здесь покрывают в среднем только 30-40 процентов расходов. Бюджет муниципалитетов не позволяет в полном объеме финансировать все вопросы местного значения, не говоря уже о новых точках роста, развитии территорий. В большинстве таких территорий 60-70 процентов местных бюджетов уходит на содержание аппаратов. И в этой ситуации без таких понятий как оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов, никак не обойтись.

- Уже есть понимание, с чего начнется процедура оптимизации и какие территории она затронет в первую очередь?

- Действовать будем по двум ключевым направлениям: первое – объединение ряда городов и районов в единые городские округа, второе – укрупнение сельсоветов.

Что касается первого направления, то затронет оно такие территории, как Сорочинск и Гай, Соль-Илецк и Абдулино, Кувандык и Ясный, включая одноименные районы. Начнем с двух пилотных проектов.

Даже простая арифметика диктует именно такую форму объединения. Взять тот же Гай и Гайский район. Сложно с уверенностью сказать, что использование бюджетных средств здесь осуществляется эффективно. Дублируются функции в администрациях города и района, на выполнение которых задействовано максимальное количество служащих, пересекаются зоны ответственности, происходит путаница в использовании и содержании социальной инфраструктуры и т.д. В рамках одного муниципалитета эти противоречия исчезнут сами собой.

В Гае сегодня проживает 39 тысяч человек, в районе –  10 тысяч. Объединив их, мы получим оптимальное муниципальное образование с единым административным центром в городе Гае, с нормальным бюджетом, оптимальным управленческим аппаратом, а высвободившиеся средства направим на решение социальных проблем.

- А чем продиктована необходимость укрупнения сельских поселений?

- Ровно той же экономической и управленческой целесообразностью. Возьмем для примера два самостоятельных муниципальных образования, где численность населения составляет 300-500 жителей. У каждого поселения – глава, Совет депутатов, бюджет. Надо понимать, что при всей значимости работы представительных органов их содержание стоит денег. Пусть кто-то скажет – копейки! Но, извините, без копейки и рубля не бывает.

В рамках единого муниципального образования, безусловно, будут действовать все структуры управления. Причем укрупнение произойдет только там, где это не принесет неудобств жителям. Наша задача – сократив расходы, не лишить граждан возможности получения различных услуг. Экономия на аппарате управления – да, сокращение услуг населению – нет! Мы – за реально сильное местное самоуправление, а не за смену вывесок.

– Насколько востребован в этой связи опыт других регионов страны и общемировые и общероссийские тренды?

– Первопроходцем здесь был Нижний Новгород. Они такую оптимизацию  провели 2 года назад. И пока видят только плюсы. Сегодня минимальная численность населения сельсоветов у нижегородцев – от 3 тысяч человек. Некогда практически недееспособные, предоставленные сами себе территории, превращаются в реальное местное самоуправление, которое обеспечено финансами, необходимыми  на решение вопросов местного значения. Но что не менее важно, так это то, что интеграция населенных пунктов, их укрупнение – это общероссийская и даже общемировая тенденция. Чтоб не пропасть поодиночке, как говорится… Поэтому задача эта даже не регионального – федерального масштаба.

– Какова процедура оптимизации? Она ведь наверняка емкая по временным и организационным затратам…

– Такие вопросы сиюминутно и директивно  не могут решаться. Законом четко определена процедура. Сначала – выдвижение инициативы. С ней может выступить и областное Правительство, и само население, и органы местного самоуправления. Далее – обсуждение вопроса непосредственно с жителями и местными депутатами. Обязательны – публичные слушания.

В ряде сельских поселений публичные слушания уже проведены. Пример – Красногвардейский район. Жители, конечно, спорили и даже сомневались. Это нормально. Важно, чтобы они для себя сняли  все вопросы заранее, дабы избежать возможных проблем в будущем.

Следующий этап – принятие решения Советами депутатов. И только потом готовятся проекты законов, которые Губернатор будет вносить на рассмотрение Законодательного собрания области. Затем последуют муниципальные выборы во вновь образованные муниципальные образования, вероятно, уже весной следующего года. А в новых условиях эти территории начнут жить с 1 января 2014 года.

Но еще раз повторюсь: речь не идет о тотальном укрупнении! Сейчас у нас 559 сельских муниципалитетов. Пока предполагаем, что их будет примерно 500. Исходя исключительно из разумной необходимости.

По материалам журнала
 «Вертикаль».
Автор Мария СЕЛИВЕРСТОВА.

Справка

До 2006 года в Оренбургской области было 48 муниципальных образований. После вступления в силу закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был осуществлен переход на новую территориальную модель местного самоуправления. Образовалось  613 муниципальных образований. Сейчас их – 607. Все муниципалитеты были наделены своей собственностью, приняли местные бюджеты.

 

Комментарии (0)

архив новостей