Главная Общество Забвению не подлежит

Забвению не подлежит

07.02.2012
Забвению не подлежит

Просматривая подшивки районных газет Сок-Кармалинского и Секретарского районов, хранящиеся в Северном архиве, я заметила фамилию, которая в наших краях была и по сегодняшний день остается редкой. Небольшие информации, рассказывающие о ходе посевных и уборочных работ, были подписаны председателем колхоза Г. И. Маркушиным. Не буду скрывать, но Григорий Иванович — мой дед по маминой линии.

Дедушку я никогда не видела: он умер 21 февраля 1967 года, а я родилась летом того же года. Григория Ивановича хоронили в праздник, который ему был очень дорог — в День Советской Армии и Военно-Морского Флота. В последний путь участника Великой Отечественной войны, члена КПСС, бывшего прокурора Секретарского района, а затем и председателя Секретарского сельсовета провожали друзья, односельчане и представители из районного центра Северное. Ему было всего 59 лет.

Смерть Григория Ивановича была нелепой. Неудачно проведенная операция по вскрытию фурункула привела к заражению крови.

Григорий Иванович был родом из Бугурусланского района. Коренной мордвин, он, идя против воли своих родителей, женился на «чужестранке» - так в те времена называли переселенцев из других сел и городов России. Девушка, звали ее Лушей, была русской, в наши края прибыла из Тамбовской губернии, где в двадцатых годах царил страшный голод. К началу сорок первого года в семье Маркушиных было две дочери — Валечка и Любаша.

Дедушка, говорят, не любил рассказывать про войну. Лишь после того как прошел «холодный пятьдесят третий год» и наступила «хрущевская оттепель», он хоть изредка да делился воспоминаниями о суровой службе. Его слушательницей была, конечно же, жена, которой не меньше мужа довелось испытать на себе все тяготы войны. Именно от нее, доброй и мудрой женщины, и остались нам, шестерым внукам, эти скупые, на первый взгляд, ничего не говорящие факты.

Дед был призван в первые годы войны. Служил в Прибалтике, где с началом вторжения Германии действовали вооруженные националистические отряды. «Лесные братья», так они себя называли, нападали на колонны советских войск, организовывали теракты, уничтожали мелкие отряды красноармейцев. В каких частях воевал Г. И. Маркушин — до сих пор оставалось загадкой. Не нашлось нужных сведений и на сайте «Победители». По воспоминаниям бабушки, дед служил в «секретных» частях. Но в каких именно — она не знала. И вот спустя столько лет нам все же удалось выяснить, что Григорий Иванович Маркушин воевал либо в контрразведке «Смерш» (сокращенное от «Смерть шпионам»), либо в органах госбезопасности. За боевые заслуги в деле обороны Советского Союза был награжден орденом Красной Звезды. А эта высокая государственная награда, как известно, вручалась тем военнослужащим, кто при исполнении воинского долга, в условиях, сопряженных с риском для жизни, проявлял личное мужество и отвагу.

Помню, бабушка часто доставала из сундука часы, которые принадлежали деду. Вещь, надо сказать, была редкая: круглые, в серебряном футляре, на длинной цепочке. Нам, внукам, доставляло большое удовольствие их рассматривать. Те, кто был из нас взрослее и мог читать, замечал на внутренней крышке карманных часов несколько выгравированных слов. Доподлинно текст уже не помню, тем не менее в детской памяти осталось, что часами Григорий Иванович был награжден за несение службы.

В одном из боев дед был тяжело ранен. Лечение проходил в госпитале, после чего солдату разрешили на несколько дней поехать в Морд-Бугуруслан и повидаться с семьей. Когда ступил на родную землю, то еще издали Григорий Иванович заметил двух маленьких девочек, бегущих ему навстречу. Сердце подсказало: это его дочки...

Домой Г. И. Маркушин вернулся после окончания войны в звании капитана.

На снимке: Г. И. Маркушин, 44-й год.
Ольга МАРИНИНА


 

Комментарии (0)

архив новостей