Главная Общество Январский гром

Январский гром

26.01.2012
Январский гром

871 день длилась осада города Ленинграда

27 января - День воинской славы России - День снятия блокады Ленинграда. Моему поколению и тем, кто появился на свет спустя долгие годы после окончания войны, не понять и не пережить того, что пришлось испытать нашим дедам и прадедам. Сегодня мы можем лишь быть им благодарны за подвиг, который они совершили во имя нас, и за те воспоминания, которые даже на протяжении семидесяти лет волнуют и теребят их души...

К сожалению, свидетелей тех далеких суровых лет с каждым годом становится все меньше. Они уходят, а вместе с ними уходит и история. Мы, живущие, в силах сделать так, чтобы память о тех страшных событиях не померкла в суете повседневной жизни...

Тучи над городом встали...

Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий «Север», общей численностью 500 тысяч человек, под командованием  генерал-фельдмаршала фон Лееба. Ему поручалось уничтожить части Красной армии, расположенные в Прибалтике, развить наступление, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть городом.

...9 июля был занят Псков, а 10 июля, прорвав фронт, немецкие танки пошли на Лугу. До Ленинграда оставалось 180 километров. 21 августа противник занял станцию Чудово, перерезал Октябрьскую железную дорогу и через восемь дней овладел Тосно. 30 августа пал крупный железнодорожный узел Мга. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась в руках немцев. 8 сентября 1941 года враг захватил у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши...

На момент установления блокады в городе находилось 2 млн. 544 тыс. человек, в том числе около 400 тысяч детей. В сентябре, когда начались систематические бомбардировки, обстрелы и пожары, многие горожане хотели выехать, но пути уже были отрезаны. Горожане начали готовиться к осаде: люди бросались изымать средства из сберкасс, за несколько часов был выбран весь денежный запас по городу. У всех магазинов выстроились огромные очереди. На самом деле в осаду мало кто верил, но по старой привычке запасались сахаром, мукой, мылом, солью.

Вечером 8 сентября на Ленинград обрушился невиданный ранее по ударной мощи налет вражеской авиации. Только за один заход бомбардировщики сбросили на город 6 327 зажигательных бомб.

125 блокадных граммов

С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки. Весь скот, имевшийся в колхозах и госхозах, был забит, мясо сдали на заготовительные пункты. Кормовое фуражное зерно перевезли на мельницы с тем, чтобы перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муке. Занятия в школах были отменены до особого распоряжения.

Вот строки из писем, которые сегодня хранятся в архивах города Санкт-Петербурга и области: «...Жизнь в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди начинают пухнуть. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достать...» «...В городе жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и обираем всякие коренья, грязные листья от кормовой свеклы и капусты, да и тех-то нет...»

С 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по карточкам 400 граммов хлеба в сутки, все остальные по 200 граммов. Резко сократилась выдача других продуктов. С пивоваренных заводов забрали 800 тонн солода и перемололи их. На мельницах вскрыли полы и  собрали всю мучную пыль.

С 13 ноября 1941 года норма выдачи хлеба населению была снижена. Теперь рабочие и  инженерно-технические работники получали по 300 граммов хлеба, все остальные — по 150. Через неделю и этот скудный паек пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за все  время блокады — 250 граммов на рабочую карточку и 125 граммов — на все остальные. В Ленинграде начался голод.

Деньги были, но ничего не стоили. Ничто не имело цены: ни драгоценности, ни картины, ни антиквариат. Только хлеб. В булочных, где выдавались по карточкам дневные нормы, стояли огромные очереди.

С первых дней блокады начала действовать легендарная «дорога жизни».  Летом - водный, а зимой - ледовый путь, отчасти снижая остроту положения, соединял Ленинград с «большой землёй» по Ладожскому озеру.

Место эвакуации — Чкаловская область

- Документы  на  граждан,  эвакуированных  на  оренбургскую  землю  в  годы Великой Отечественной войны, являются ценнейшим источником по истории Оренбуржья военного периода, - говорит заведующая архивным отделом районной администрации Е. В. Полянская. - Объемные  рукописные тома, которые находятся в облгосархиве, содержат несколько тысяч фамилий жителей  бывшего Советского Союза, вынужденных покинуть родные дома и поселиться в Чкаловской области (так называлась Оренбургская область с 1938 по 1957 годы). Среди них немало работников культуры и искусства — людей, известных всей стране, а порой и миру. Это М. Л. Ростропович, Д. Г. Френкель, В. П. Соловьев-Седой, В. С. Высоцкий, Аркадий и Борис Стругацкие, А. И. Фатьянов, В. А. Герасимова — жена А. А. Фадеева и многие другие. В наших краях также проживало более 160 семей высшего  командного состава РККА, в том числе семьи Маршала Советского Союза К. Е. Ворошилова и генерал-лейтенанта П. А. Курочкина.

К началу 1945 года в городах и районах Чкаловской области проживало 42 091 человек эвакуированных. В родную Ленинградскую область возвратились 1 308 человек.

В райархиве списков граждан, прибывших в Сок-Кармалинский и Секретарский районы из Ленинграда, не имеется. Однако известно, что бывшая учительница литературы Северной средней школы Эльвира Карловна Круменг и ее мать Ольга Карловна, долгие годы проработавшая  библиотекарем  в  райцентре,  были  жителями Ленинграда.  После того  как вышло               постановление правительства о реэвакуации населения из Чкаловской области к прежнему месту жительства, семья Круменг наотрез отказалась покинуть наше село. Из блокадного Ленинграда была эвакуирована и Анна Проскурина, 1919 года рождения, которая впоследствии навсегда осталась жительницей села Шаталовка Староборискинского сельского Совета.

Документы, хранящиеся в областном архиве, свидетельствуют, что жители блокадного города во время войны были размещены в Бугуруслане и Бугурусланском районе.

Удалось отыскать сведения о количестве эвакуированного населения, размещенного по Секретарскому и Сок-Кармалинскому районам. Так, на начало апреля 1943 года в первом из них проживало 970 человек, 665 из которых были дети до 14 лет, а во втором, Сок-Кармалинском, - 1235 эвакуированных, 496 из них - дети. Районный архив располагает точными сведениями, что во время войны в наши края были эвакуированы жители Винницкой области. В основном это были граждане еврейской национальности, все они были размещены на территории Новодомосейкинского сельского Совета.

В 1941 году в район прибыла детская колония из города  Орла, сорок шесть воспитанников поселили в селе Секретарка. Детский дом разместился в селе Старомертовка (сегодня это территория Каменногорского сельсовета).

В полосе прорыва

12 января 1943 года утреннюю тишину разорвал залп «Катюш», во всей полосе наступления началась артиллерийская подготовка. Как только она закончилась, в наступление пошли тысячи солдат. К концу первого дня наступления войска закрепились на двух плацдармах на левом берегу Невы. К  полудню 18 января в районе Рабочих поселков произошла встреча Волховского и Ленинградского  фронтов. В ночь на 19 января 1943 года радио Ленинграда передало, что блокада прорвана.

Об успешном наступлении наших войск сок-кармалинским жителям рассказала районная газета «Заветы Ленина» 21 января 1943 года. Она писала, что «в ходе наступления были разгромлены 227, 96, 170, 61 пехотные дивизии немцев, 374 пехотный полк 207 пехотной дивизии, 85 пехотный полк  5 горно-стрелковой дивизии, 223 мотоотряд и частично 1-я пехотная дивизия... взято в плен 1261  солдат и офицеров... На поле боя оставлено более 13 000 трупов противника... Прорыв оборонительной линии противника осуществлен частью сил Ленинградского фронта под командованием генерал-полковника Говорова Л. А. и частью сил Волховского фронта под командованием генерала армии Мерецкова К.  А.  Координацию действий обоих фронтов осуществляли представители Ставки Верховного Главнокомандования Маршалы Советского Союза тов. Жуков Г. К. и тов. Ворошилов К. Е. В боях отличились войска генерал-лейтенанта тов.  Романовского В. 3. и генерал-майора тов. Духанова М. П.»

Ушли в бессмертие

Точных данных до сих пор нет и, вероятно, никогда уже не будет. В документах советской  стороны на Нюрнбергском процессе фигурировала цифра в 650 тысяч умерших. Эти данные основаны на примерном количестве захороненных на двух самых больших мемориальных кладбищах — Пискаревском и Серафимовском. Известно и другое, что во время эвакуации из блокадного Ленинграда по дороге в тыл от истощения и болезней умирал каждый четвертый. Разные исследования последних лет позволили назвать цифру в 1 миллион 200 тысяч погибших. Когда  блокада была снята полностью, в Ленинграде насчитывалось всего 560 тысяч жителей.

 

Ольга МАРИНИНА,  корреспондент

 

 

Комментарии (0)

архив новостей