Главная Общество Сорок лет спустя...

Сорок лет спустя...

01.11.2012

Первого октября 1974 года в четыре часа утра местного времени с аэродрома города Мончегорска на Кольском полуострове на очередное боевое задание вылетел самолет-перехватчик. Через некоторое время после взлета он пропал без вести. И только почти 40 лет спустя, пятого октября текущего года, для телезрителей телеканала «Звезда» была приоткрыта завеса тайны: пропавший самолет и его экипаж найдены поисковиками на высоте 1000 метров в горах Хибин. В день крушения ЯК-28П, летчики Александр Ледяев и Юрий Саенко, погибшие при выполнении боевого задания, со всеми воинскими почестями были перезахоронены на кладбище военного гарнизона, рядом со своим аэродромом.  Невероятно, но командир и пилот воздушного судна  А. Н.  Ледяев,  наш земляк,  родом из п. Малиновка Северного района.

Прошло четыре десятка лет. Не описать горя и бессонных ночей родителей, родственников в ожидании каких-либо вестей. Некоторые знакомые сочувствовали, но были и такие, кто считал, что  это был спланированный побег за границу.

Вопросы мучили и близкого друга Александра Николаевича - Л. В. Чичагина, капитана-наставника службы безопасности судовождения и штурманского обеспечения северной группы судов повышенного разряда плавания. Он тоже является нашим земляком и в настоящее время проживает в селе Большедорожное. Леонид Викторович неоднократно посылал запросы командованию части, но ответы содержали в себе только горечь неизвестности. В архиве части против фамилий летчиков, отправившихся с аэродрома в свой последний боевой полет, было написано коротко и неопределенно: «С задания не вернулись».

Шли годы, уносившие с собой надежду. Но Л. В. Чичагина никогда не покидало чувство  человеческого долга: во что бы то ни стало узнать, что же произошло в этот день в небе Заполярья.  И этот момент настал. Тайна пропавшего самолета раскрыта.

Эту историю, полную драматизма, и рассказал газете Леонид Викторович, чтобы северяне знали, каким отважным человеком  был их земляк А. Н. Ледяев.

Александр родился спустя два года после событий Великой Отечественной войны, 22 сентября 1947 года. В семье фронтовика Николая Никитича и его супруги  Екатерины Михайловны до него уже воспитывался старший сын Иван.

Несмотря на то, что  Николай Никитич вернулся с войны без ноги, он стал работать в колхозе бригадиром тракторной бригады. Зная, какая ответственность на него возложена, мужчина всегда работал честно и добросовестно, никогда не считался с личным временем и погодными условиями. А для  того, чтобы постоянно контролировать качество работы механизаторов и техники, купил мотоцикл послевоенного образца, к педали переключения скоростей приварил своеобразную ручку и таким образом в поездках по полям управлял своим двухколесным помощником.

Тяжелые послевоенные годы сказывались  на сельском хозяйстве. Не самые лучшие времена переживал и колхоз, где он работал. Кроме этого и физически мужчине было нелегко справляться со всеми обязанностями. Но Н. Н. Ледяев твердо решил не сдаваться и работать, пока из армии  не вернется старший сын Иван и не заменит его.

Иван Николаевич, отличник  боевой и политической подготовки, не обманул надежд родителя.  С честью отдав свой  долг Родине, вернулся домой и тут же принял должность бригадира, дав возможность отдохнуть отцу.  Несколько лет возглавляемая им бригада завоевывала призовые места в социалистических соревнованиях, а молодой специалист ежегодно поощрялся руководством района.

Николай Никитич гордился своим сыном, любящим родную землю, смелым, трудолюбивым и инициативным. 

Жизнь шла своим чередом. Только привык к гражданской жизни старший Иван, пришла призывная повестка младшему Александру. Проводил отец сына с пожеланиями успехов в нелегкой службе и со строгим наказом вернуться домой для принятия семейной эстафеты от старшего брата.

К этому времени тот обзавелся семьей: женился на молодой трифоновской красавице Ольге Пестовой. Молодые решили выехать по вызову  родственников на заработки в г. Чирчик Ташкентской области. А пока Иван, чтобы не оставлять родителей одних, по-прежнему трудился в колхозе и ждал возвращения из армии младшего брата.

Вернулся Саша ровно через три года бравым моряком в звании старшины первой статьи. Радости родителей не было конца. Но счастье длилось недолго.

В день приезда за празднично накрытым столом он заявил о том, что твердо решил связать свою жизнь с военной авиацией и уже подал заявление для учебы в Армавирское высшее командное училище летчиков. Родные всячески пытались отговорить сына от этой затеи, предлагали различные варианты для его дальнейшего жизнеустройства. Точку в споре поставила повестка из названного училища, где молодому человеку предлагалось в срок прибыть в учебное заведение с документами на вступительные экзамены.

С горечью провожал отец своего младшего сына на железнодорожной станции города Бугуруслана. Но, тем не менее, глядя вслед уходящему поезду, в душе смирился с его решением и тихим голосом пожелал ему успешной учебы и уверенных полетов.

… На строевом плацу оживленно. Только что объявили приказ начальника училища  о зачислении на первый курс тех, кто успешно выдержал вступительные экзамены. Вчерашние абитуриенты стали курсантами Армавирского училища летчиков, среди которых был и простой деревенский паренек Саша Ледяев из небольшого,  словно спрятанного среди лесов поселка Малиновка.

Во время курсантского отпуска Александр с радостным волнением рассказывал близким, как однажды в летнее утро с первыми лучами солнца отправился на реактивном учебно-тренировочном самолете в свой первый полет.  Вспоминал, как с ним до зачисления в училище проводили собеседование для выявления серьезности намерения связать свою жизнь с военной авиацией, как с помощью специальных приемов проверялись его качества, необходимые воздушному бойцу.

 Экзамены и комиссия ему были не страшны. Он был парнем  волевым, эрудированным, физически здоровым. Все эти качества, необходимые для летчика, у него выработались в течение трех лет службы на военно-морском флоте. Александр прекрасно понимал, что труд летчика - трудная и очень ответственная работа. Быть летчиком, особенно военным – значит быть всегда дисциплинированным, обладать высоким профессиональным мастерством и моральными качествами. К таким трудным условиям наш земляк шел осознанно, и взлетная полоса училища стала для него настоящей дорогой жизни.

Когда пришло время выпуска,  был сделан выбор – летать в небе Заполярья. Одним из первых молодых летчиков А. Н. Ледяев получил допуск к переучиванию на современный самолет-перехватчик и был направлен в войсковую часть 49207, базирующуюся на Кольском полуострове.

По заявлению командования, за время службы наш земляк зарекомендовал себя исключительно дисциплинированным, трудолюбивым офицером и грамотным летчиком. Летал смело, уверенно и с большим желанием. В сложной обстановке действовал всегда грамотно.

В его аттестации значится: летать любит, нагрузку переносит хорошо. Полеты в новых условиях усваивает прочно. Уверенно пилотирует вверенный самолет, в воздухе хладнокровен, выдержан…

Есть еще строки из ответа командования части: «…Самолет, пилотируемый Ледяевым, был утерян на удалении 25 км от аэродрома и радиолокационными станциями обнаружен не был». В этот же день, т. е. 1 октября, были организованы поиски, которые продолжались с высокой интенсивностью до 20 октября. В первые дни ставилась задача просмотреть район полета с целью обнаружения места падения самолета и выйти на связь с летчиками в случае их катапультирования. В последующие дни перешли к детальному осмотру местности в полосе маршрута полета самолета с учетом всех вышеизложенных отклонений.

В поисках участвовало одновременно по 4 вертолета и по 3 самолета. Использовались материалы опроса людей, которые в это время находились в лесу, в горах  и могли стать очевидцами происшествия. Погода до середины октября благоприятствовала проведению поисковых работ, и при наличии хотя бы самого простейшего сигнала от летчиков они были бы найдены в первые же дни. Исходя из результатов поиска, можно считать, что самолет упал в глубоководную часть озера Имандра и затонул. А штормовой ветер разнес следы его падения. Поиски прекратились до весны, в связи с выпадением глубокого снега и образованием ледостава…

По воспоминаниям командира части Н. Л. Кременчука, Александр был хорошим летчиком, до этого он справлялся с более трудными и сложными заданиями, чем то, которое нужно было выполнить 1 октября. Он сделал все, что смог для сохранения жизни своей и штурмана. Но, очевидно, обстоятельства оказались сильнее.

Это практически все, что было известно о судьбе А. Н. Ледяева, а дальше  сорок лет неизвестности.

О событиях с самолетом А. Н. Ледяева  Л. В. Чичагин узнал в Министерстве флота, находясь в служебной командировке в Москве. Справив ускоренно свои дела, он немедленно выехал в Чирчик, где после отъезда друга в училище проживали его родители. Получив страшное известие о сыне, отец не выдержал, слег и больше не вставал. Следом заболел брат Иван.

К сожалению, Леонид Викторович смог увидел только их памятники на кладбище. До него  туда приезжала жена  Александра Николаевича - Людмила Васильевна с сыном Олегом для знакомства с родителями мужа и отца, так как до трагического случая они их не знали.

Место авиакатастрофы и останки самолета ЯК-28П в Мурманской области случайно обнаружил хирург Апатитской горбольницы Алексей Чебаток. Он сообщил об этом в военкомат, прислал фотографии обломков самолета и остатков обмундирования летчиков. На фото были видны номера, по которым и опознали истребитель, бесследно исчезнувший почти сорок лет назад. Есть предположения, что в день вылета из-за неблагоприятных метеоусловий самолет врезался в отвесную скалу, вызвав   камнепад. Часть его обломков упала под уступы скалы, под «карнизы», а часть - в озеро, поэтому обнаружить его с воздуха было невозможно».

По материалам интернет-сайтов. 

Татьяна МИХАЙЛОВА

 

Комментарии (0)

архив новостей