Главная Общество Школа учит и учится сама

Школа учит и учится сама

22.05.2012
Школа учит и учится сама

Заместители директоров по учебной работе, специалисты органов управления образования, курирующие вопросы преподавания в начальной школе, руководители муниципальных методических служб из семи территорий западного Оренбуржья снова встретились вместе в нашем гостеприимном селе. После того, как они побывали на уроках учителей в Северной средней школе №2, от которых у них остались самые приятные впечатления, представителям города Бугуруслана, Бугурусланского, Асекеевского, Абдулинского, Матвеевского, Пономаревского и Грачевского районов предстояло вновь оценить профессионализм и новаторство наших земляков. На этот раз - педагогов Северной средней школы.

Участников зонального семинара, проводимого по теме «Метапредметные умения как ведущий компонент индивидуального образовательного прогресса школьника», приветствовали заведующий отделом образования Н. А. Севрюков, первый заместитель директора Регионального центра развития образования Оренбургской области Н. С. Баранова и директор школы Г. Н. Ахметзянова.

В самом начале своего выступления Николай Алексеевич заметил, что цель Федерального государственного стандарта второго поколения для начальной школы заключается не только в достижении предметных образовательных результатов, но и в том, чтобы учащийся состоялся как всесторонняя личность.

Введение ФГОС в нашем районе началось с 1 сентября 2010 года в двух первых классах Северной средней школы.  Для того, чтобы начать работать по данному нововведению, нужна была соответствующая материальная база. Благоприятные условия для организации учебного процесса, внеурочной деятельности, дневного сна и организации питания были только у этого общеобразовательного учреждения. Почему? Ответ прост: его первые классы в течение нескольких лет обучаются на базе детского сада «Василек», ресурсы которого хорошо подходят для организации работы в режиме полного дня.

Оставалось только оборудовать рабочие места учителям в соответствии с требованиями стандартов. Но и с этой задачей коллектив успешно справился. По прошествии двух лет можно с уверенностью сказать, что педагоги уже имеют достаточный опыт, а школа, ставшая экспериментальной площадкой регионального уровня, - новатором по внедрению ФГОС. Стоит заметить, что этот эксперимент продолжается уже во вторых классах.

Сегодня введение федеральных государственных стандартов осуществляется в 21 школе района. В них организованы трех - и двухразовое питание, приобретено компьютерное оборудование, а для второй половины дня закуплены настольные игры.
По информации Н. С. Барановой, с 1 сентября образование нового качества начали получать более 22 тысяч первоклассников Оренбуржья.

Школы региона в этот процесс вступили в достаточной степени подготовленными, несмотря на то, что создание современных условий — самая затратная часть их бюджетов. А еще, чтобы храмы знаний работали в соответствии с требованиями СанПин и Госпожнадзора, на их текущий и капитальный ремонты, а также оснащение необходимым оборудованием были выделены немалые средства из муниципальных и областного бюджетов.

 ФГОС поначалу был принят настороженно как у родителей, так и у некоторых коллективов школ. Отмечалась пассивность учителей и педагогов дополнительного образования. Таким образом, главной проблемой в условиях перехода на новый стандарт была обозначена кадровая. Чтобы ее решить, в 2011 году руководители ОУ и педагогические работники обучались на базе Оренбургского педколледжа.

С 1 сентября 2012 года ФГОС коснется и среднего звена. В экспериментальном режиме будут жить и работать 50 школ области.

О деятельности своего общеобразовательного учреждения рассказала Г. Н. Ахметзянова. Отвечая требованиям жизни,  в Северной средней школе открыты предпрофильные и  профильные классы, идет внедрение ФГОС в начальное образование. Ее коллеги — высокопрофессиональные, творческие люди, из которых 13 имеют высшую квалификационную категорию, а 29 — первую. Всего же в школе трудится 44 учителя.

Как говорит Галина Николаевна, за последние три года прослеживается повышение качества школьного образования, уменьшается количество неуспевающих в четвертях, отсутствуют второгодники. За это время по окончании школы один ученик был награжден золотой медалью, а 11 выпускников — серебряной.

После того, как закончилась официальная часть, гости были приглашены на открытые уроки  с последующим самоанализом и обсуждением деятельности учителя. Всего же в этом творческом процессе приняли участие тринадцать педагогов. Это В. А. Фирсова, Л. В. Зяблова, Т. И. Булгакова, О. Н. Богданова, В. М. Золотова, В. И. Пиянзин, Н. И. Тихонова, Л. И. Моисеева, Е. С. Качелаева, Т. Н. Парчайкина, З. А. Аминова, Р. Ф. Шарипов и Е. Н. Тедикова.

Наталья Сергеевна Баранова и заведующая районным методическим кабинетом отдела образования Наталья Николаевна Докшина посетили урок математики в 1 «б» классе. Учитель начальных классов первой квалификационной категории Т. И. Булгакова с первых минут занятия создала такой эмоциональный настрой, что ее воспитанники сами определяли цели, над которыми им необходимо было потрудиться. Зная, что особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи, Татьяна Ивановна учила ребят проводить анализ и осознанно выбирать правильное действие для ее решения. Использовала сберегающие здоровье технологии (физминутка, смена видов деятельности), а также краеведческий материал (карта, рассказы о П. Рычкове и С. Аксакове), что, по мнению учителей, явилось своеобразной изюминкой. Приятно было наблюдать за тем, как большинство первоклассников находили ответы на вопросы и делали свои выводы. А чтобы ребенок еще больше был заинтересован в этом процессе и проявлял активность, Татьяна Ивановна словесно поощряла ученика.

На прощание Н. С. Баранова сказала, что на этом уроке было чему поучиться. «Радует, - заключила Наталья Сергеевна, - что дети с радостью познают новое и стремятся к учебе. И в этом, несомненно, есть большая заслуга Татьяны Ивановны».
Второй урок, на котором присутствовали Н. С. Баранова, Н. Н. Докшина и другие их коллеги, был проведен в тандеме О. Н. Богдановой — учителя русского языка и литературы, В. М. Золотовой — учителя музыка и В. И. Пиянзина — учителя ИЗО.

Северяне показали интегрированный урок в 5 «а» классе «Образ Родины в стихах о природе». Слайды с показом живописных мест района, лирические стихи А. Прокофьева, Д. Кедрина и стихи собственного сочинения Ольги Николаевны, музыкальная композиция, картины известных русских художников, а также работы самого Виталия Ивановича и его воспитанников — все это стало очень познавательным и интересным для присутствующих. Уже после того как прозвенел звонок на перемену, а Ольга Николаевна обстоятельно рассказала об образовательных, развивающих и воспитательных задачах урока, гости, получив приятные впечатления от увиденного, высказали всем педагогам благодарность, при этом не замедлили поинтересоваться, какую квалификационную категорию имеет учитель словесности. Услышав, что первую, Наталья Сергеевна посоветовала администрации школы рассмотреть вопрос о присвоении более высокой категории, потому что такие занятия — интересные, яркие и неординарные — под силу только людям, по-настоящему влюбленным в свою профессию.

Мастер-классы по формированию универсальных учебных действий  (УУД), а также видеофрагменты уроков с комментариями провели В. Л. Пименова, директор МБОУ «Чкаловская СОШ» Асекеевского района и И. Н. Медведева, заместитель директора по УВР Пономаревской средней школы. В «круглом столе» приняли участие О. А. Скурыдина, начальник отдела Регионального центра развития образования Оренбургской области, В. Н. Арзамасцева, заведующая районным методическим кабинетом Бугурусланского района, Н. Д. Мелехова, учитель начальных классов Абдулинской средней школы №87, Т. Е. Каримова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Грачевской средней школы и Л. Г. Зарипова, учитель начальных классов Староякуповской основной школы Матвеевского района.

Завершая семинар, Н. С. Баранова поблагодарила администрацию отдела образования в лице Н. А. Севрюкова, С. Б. Милиной и Н. Н. Докшиной за организацию мероприятия и сказала, что эта встреча еще раз явилась доказательством того, что в Северном районе трудятся настоящие профессионалы своего дела, призвание которых — школа и дети.

Фото автора.

 

Комментарии (0)

архив новостей