Главная Общество Розы для мамы

Розы для мамы

03.11.2012
Розы для мамы

После того как в семье Зюзиных родился сын Саша, а через четыре года появился на  свет и Андрей, Вера Викторовна почему-то была уверена в том, что третьим ребенком будет обязательно девочка. Даже имя ей придумала: Лиля, Лилия, Лилечка. Но как же расстроилась молодая мама, когда вместо долгожданной дочки вновь родился мальчик, а через три года - опять сын, четвертый по счету...

Мечта иметь в доме еще одну представительницу прекрасного пола так и осталась недосягаемой для В. В. Зюзиной. Правда, Михаил Александрович, в отличие от жены, был просто доволен сложившимися обстоятельствами, потому как считал, что со временем его сорванцы станут настоящими мужчинами.

И такая пора наступила. Первым, кого провожали родители в ряды Российской армии, был, конечно же, старший сын, названный в честь деда, который за свою жизнь воевал рядовым солдатом не только во Второй мировой, но и на Гражданской и даже на Финской. Увидеть войну и стать очевидцем суровых лет довелось и А. Зюзину, на долю которого выпали октябрь и ноябрь 1999-го.

Чечня, Грозный, Ханкала… Для Александра это уже в прошлом, хотя два года, проведенные на территории мятежной республики, по-прежнему бередят его душу. Да и как это можно стереть из памяти, если российским военнослужащим, участвующим в контртеррористической операции и зачистках, а по большей части это были новобранцы, приходилось своими глазами видеть, как погибают бойцы на площади Минутка, как штурмом освобождались жилые кварталы, улицы и другие важные пункты.

О том периоде наш земляк старается не вспоминать и никому не рассказывать. Вот и Вера Викторовна долгое время была в неведении, что сын, получив ранение находился в военном госпитале на лечении. Узнала об этом случайно и ужаснулась от мысли, что могла навсегда потерять своего Сашу, если бы не помощь других солдат, которые оказались рядом и помогли сослуживцу уйти в укрытие. Молодой мужчина и сейчас не открывает всей правды, а потому всегда, когда заходит об этом разговор, старается быстрее закрыть волнующую его тему. Но женщину не обмануть.  Она-то знает, сердцем материнским чувствует, что шрамы, оставшиеся на спине и ноге, -  это всегда незатихающая боль для него, а значит, и память на всю жизнь.

Годы службы сына в армии не прошли даром и для самой В. В. Зюзиной. Каждый день она стояла перед иконой и просила Бога, чтобы он сберег ее мальчика. Со страхом сидела перед телевизором и слушала новости о том, что происходит в Чечне и есть ли потери среди военнослужащих. И только спустя несколько месяцев, когда в феврале 2000 года федеральные войска полностью заняли Грозный, а боевики были ликвидированы, Вера Викторовна осознала, что уже не может обходиться без валидола и валокордина и что ее глаза из-за ежедневных слез и переживаний начали плохо видеть.

Перед тем как получить повестку из военкомата второму сыну, Вера Викторовна решила поговорить с мужем и предложила ему поискать способы избежать службы Андрея. Женщина ожидала услышать что угодно, но то, что сказал глава семьи, было для нее полным шоком. А слова были такие, что в роду у Зюзиных слабаков и трусов никогда не было, а потому все служили и будут служить в армии.

Служил Андрей Зюзин в Приморском крае. В отличие от старшего брата, армейская жизнь у него проходила куда лучше и спокойнее. Конечно, скучал по дому и родным, но это было поначалу. Затем привык, обрел друзей и не заметил, как пролетели два года. В родное село Новоборискино возвращался уже возмужалым и крепким парнем. Для Веры Викторовны на свете не было большего счастья, чем то, что сын вернулся живым и здоровым.

А вскоре в доме Зюзиных собирали проводы уже для третьего сына. Виктору довелось служить в Дагестане. И хотя священный долг Родине он отдавал всего один год, положение в республике было тревожным. Не было дня, чтобы где-то не было слышно о покушении на работников правоохранительных органов или же высокопоставленное начальство. И хотя военное командование с должной заботой относилось к молодому пополнению, от солдат отцы-командиры требовали строгой дисциплины.

Практически всегда, когда выдавалась свободная минута,  Витя звонил домой. Позвонил он и тогда, когда поездом прибыл в Бугуруслан. До встречи с мамой, отцом и братьями его отделяла какая-то сотня километров, и парень, чтобы не терять драгоценного времени,  не стал ждать рейсового автобуса и в Новоборискино приехал на такси.

Вера Викторовна с нетерпением посматривала на часы, придирчиво оглядывала накрытый стол, как вдруг вспомнила, что пора доить корову. Она еще не успела закончить привычную работу, как до нее донесся крик: «Витя! Витя приехал!». Женщина, оглянувшись назад, увидела, как сын, счастливый и улыбающийся, здоровается и обнимается с родственниками. От нахлынувшей радости у Веры Викторовны ручьем потекли слезы. А тем временем Виктор, освободившись от крепких объятий, шел к маме с большим букетом алых роз.

20 мая этого года был призван в ряды российской армии четвертый сын Зюзиных — Антон. Но прежде, чем отправить парня на службу, его мама решила пойти в военкомат города Октябрьский Республики Башкортостан (там учился сын) и попросить работников, чтобы они дали ему отсрочку.  На поддержку мужа Вера Викторовна уже не надеялась, а потому решила действовать самостоятельно. Но только Антон узнал о ее поступке, не дожидаясь начала призывной комиссии, сам попросился в армию. Для работников военкомата это было полной неожиданностью, не каждый раз они видят парня, желающего променять тихую, размеренную жизнь на строгий военный распорядок. Выслушав будущего новобранца, они пообещали, что пришлют повестку, но только не сейчас, в апреле, а на следующий месяц, после того, как он окончит техникум и получит диплом.

Слово свое военные сдержали.  Солнечным майским днем поезд с новобранцами ушел в направлении города Чита.

Уже полгода находится вдали от дома Антон Зюзин.  Все это время он каждый день звонит маме, делясь впечатлениями от службы в армии. Однажды Вера Викторовна поинтересовалась у него, нет ли там дедовщины, на что сын категорически заявил, что в части служит практически вся Уфа и Октябрьский, что означает полную дружбу и взаимовыручку среди солдат.

Рассказывая про сыновей, нельзя умолчать о том, что все они были названы в честь предков своих родителей. Так, Саша и Андрей названы в честь отца и деда Михаила Александровича,  а Виктор и Антон — в честь отца и деда Веры Викторовны. На вопрос, чьим было такое решение, моя собеседница коротко ответила: «Нашим с мужем. Двух старших он называл, двух младших — я».

Мечта иметь дочку воплотилась в жизнь с появлением внучки Софьюшки, которую подарили старшим Зюзиным Саша и его жена Галя. Про малышку бабушка говорит с особым умилением, а потому может рассказывать про нее часами. Женат и второй сын Андрей. Его избранницей стала девушка из соседнего села Мордово-Добрино Лена Михайлова. Кстати, братья женились в один месяц с разницей лишь в один год и два дня, у первого свадьба была 6 августа, а у второго — 8-го. Виктор, который вскоре тоже свяжет себя узами брака, в шутку говорит, что скорее всего, выберет тоже этот месяц. Негоже, мол, семейную традицию нарушать.

Смех смехом, а жизнь продолжается. Стоит признать, что братья между собой очень дружны и готовы всегда прийти на помощь каждому, кто будет нуждаться в ней. А еще они очень заботливо относятся к младшему брату мамы Славе, инвалиду первой группы. Таких людей, как он, родившихся с синдромом Дауна, часто называют «солнечные» за то,что они дружелюбны, открыты и беззащитны. Они не умеют обижаться и злиться, хотя окружающий мир порой бывает жестоким и непредсказуемым. Но Славику (а 35-летнего мужчину именно так зовут в семье) в какой-то мере повезло. Повезло в том, что, когда тринадцать лет тому назад умерли его и Веры Викторовны родители, он не был брошен на произвол судьбы, а был тепло принят в доме сестры, где понял, что семья Зюзиных — это отныне и его семья...

Вера Викторовна и Михаил Александрович — обычные, простые люди, кто с самого рождения посвятил свою жизнь земле и кто ни при каких обстоятельствах не хочет менять ее на благоустроенный быт в городе или даже в райцентре. Они самые настоящие патриоты своего села Новоборискино, которое, к сожалению, с каждым годом уменьшается в численности населения. Российская деревня переживает не самые лучшие времена. Закрыты школа и детский сад, не работает медпункт. Зато все больше появляется заколоченных домов-пятистенников да брошенных огородов. На улицах стоит необычная тишина. Но Зюзиным, кажется, это нипочем, а потому, наверное, они никак не могут понять тех людей, кто бежит из родных мест, лишая себя красоты природы и необычайной свободы.

 

Ольга МАРИНИНА

 

Комментарии (0)

архив новостей