Главная Общество Пропуск в детство

Пропуск в детство

19.05.2012

В этом рассказе нет места фантазии и выдумкам. Тут все настоящее — люди, село, местность. Даже события, описанные в нем, и те реальные, хотя происходили они в семидесятых годах прошлого столетия. И вот спустя много лет бывшая пионервожатая Бакаевской средней школы М. Х. Тагирова решила поделиться своими воспоминаниями, тем более что повод для этого выдался самый подходящий — 19 мая Пионерии исполняется 90 лет. Ее слушателем стала Гульназ Хисматуллина, член объединения «Юный журналист».

Марьям Хафизовна Тагирова бережно хранит двенадцать выгоревших под летним солнцем красных галстуков. Они были как двенадцать пропусков в детство, к утреннему горну, к крепости из песка у речки Сок, к лагерному костру, к незатихающим разговорам после отбоя. А первого сентября каждого года она завязывала новый галстук и салютовала алому флагу, поднимающемуся в небо...

Марьям только что окончила школу, и старший брат ей предложил идти поработать вожатой. «У тебя получится, - говорил он. - Ты же любишь детей».

Было начало июля. Как раз наступила вторая смена в пионерском летнем лагере, который располагался на живописной окраине поселка Якты-Куль посреди черемуховой рощи. Настоящее лесное царство — цветы, травы, недалеко протекает река Сок. Название лагерю дали соответствующее - «Черемушки».

В первый же день начальник лагеря, указав на группу мальчишек, стоящих в стороне, сказал: «Постарайся поладить с ними. Знаю, нелегко будет, но все же...» Так называемый контакт вожатая с подростками находила целую смену. Долго сомневалась: нашла ли? И только зимой, в школе, уверилась: нашла. Девушка с красным галстуком, красивая, звонкоголосая и веселая, умела затеять любую игру, была способна на ходу что-то выдумать, стремительно действовать и при этом оставаться остроумной. Подружившись с детьми, она без сожаления отдала им свои любимые книги, фотографии Аркадия Гайдара и Юрия Гагарина.

Своих ребят она не может забыть до сих пор, как не забывается первая записка от мальчишки из соседнего класса, как первые стихи, как радуга над речкой. «Все свои следующие отряды я пыталась дотянуть до уровня моих «первенцев», - говорит М. Х. Тагирова. - Но почему-то он всегда был для меня самым лучшим и недосягаемым».

За лето Марьям присмотрелась к работе старшей вожатой и была удивлена ее огромному терпению и сдержанности. А еще девушку поразило то, что наставница никому не отказывала в помощи и никогда не ссылалась на усталость и занятость. Все она делала с легкостью, свободно и без напряжения. Через несколько лет М. Х. Тагирова сама стала старшей пионервожатой. Тогда-то она и поняла, что кажущаяся легкость достигается большими знаниями детской психологии, педагогическим опытом, умением увлечь коллектив, быть действительно главным человеком для детей.

Память о работе лагерей труда и отдыха бывшая вожатая трепетно хранит в своих дневниках, которые датированы 1973 годом. Вот что она тогда писала: «...Картофельное поле. Борозда длинная-предлинная... Булат Закиров сидит на своей борозде и делает свою работу неторопливо... А вот Ринат Хамматов. Он ползет по меже чуть ли не по-пластунски, для него каждый сорняк - это враг, и он быстро, беспощадно расправляется с ним... Мы, вожатые, работаем наравне с ребятами, помогаем отстающим...»

«...На заседание штаба приходили председатель колхоза имени Тукая Н. Г. Хамидуллин и бригадир Р. Н. Галимуллин. Рассказали о работах, которые ведутся в хозяйстве, попросили помочь...»

«...Сегодня помогли пожилым жителям поселков Якты-Куль и Зерикла. Многим из них починили заборы, сложили дрова, пропололи огороды. Были в лесу: убирали просеку от сухостоя...»

«...Сегодня получили очередное письмо от И. Ихсановой, дочери нашего земляка, пламенного революционера Хабибуллы Ихсанова, чье имя носит наша дружина. Свое письмо Искра Хабибовна адресовала пионерам 5-го класса, в нем она рассказала много нового о своем отце, прислала вырезку из газеты «Солнечный Узбекистан», где напечатаны воспоминания В. А. Маргайтиса, начальника ГПУ, руководившего операциями по ликвидации басмачества на юге Киргизии в 1927-1931 годах. Это очень богатый материал для наших следопытов. Я думаю, что наши пионеры достойны имени Ихсанова, посвятившего всю жизнь служению народу и своему Отечеству...»

«...Скоро концерт для механизаторов на полевом стане. Нужно уточнить его программу. Я тоже участвую в нем и вместе с детьми пою любимые песни: «Гренада», «С чего начинается Родина»...

«11 июля. Весь лагерь вышел на улицу. Впереди — знаменосец, за ним горнисты и барабанщики. Люди смотрят и улыбаются: «Пионеры идут!» В строю, но только сзади, идут маленькие. На рубашках у них — красные звездочки, а в руках — флажки. Хорошо, четко идут октябрята, держат равнение на Красное знамя... А ведь когда-то под ним шли первые пионеры, их бабушки и дедушки, а потом и родители этих детей... Пролетают годы, под Красное знамя встают новые юные ленинцы...»
Никогда не забыть М. Х. Тагировой случай, который произошел в самом начале ее педагогической деятельности. А дело было так. Начальник лагеря, а это был ее старший брат Фарит Хафизович, уехал в Бугуруслан по делам. За «себя» он оставил сестру, которой строго наказал следить за дисциплиной и порядком. Наступила ночь, дети улеглись спать, и лишь только одной Марьям Хафизовне не до отдыха. «Дождусь брата, - думала вожатая, - пусть он убедится, что у меня полный порядок». На всякий случай девушка решила еще раз обойти палатки детей, как вдруг обнаружила, что в одной из них нет девочки, а в другой - мальчика. Марьям охватило волнение...

Прошло уже несколько минут, а беглецы все еще не возвращались. Что делать, куда бежать? В таком растерянном состоянии и застал ее вернувшийся начальник лагеря. Выслушав сестру, Фарит Хафизович... повел ее на берег реки Сок. Вглядевшись в темноту, вожатая заметила две фигуры, которые мирно беседовали и любовались звездами. Немного погодя, ребята побежали в сторону лагеря.

- Значит, ты все знал, а мне ничего не сказал! - возмутилась Марьям. - Но почему?

- Да потому, чтобы ты сама умела все замечать и правильно понимать...

Тот случай для М. Х. Тагировой стал уроком педагогики. Тогда она поняла, что детей нужно не только любить, но в большей степени уважать и доверять им, как самому себе. Только тогда ты для них станешь Другом с большой буквы!


 

Комментарии (0)

архив новостей