Главная Общество Оренбургский Колумб

Оренбургский Колумб

13.09.2012
Оренбургский Колумб

2012 год Губернатором Ю. А. Бергом в Оренбуржье объявлен Годом Петра Рычкова

Продолжение. Начало в №101.

Познание Оренбургской губернии

За хозяйственными волнениями  и заботами талантливый человек не забывал основной цели, ради которой переехал в Спасское. Удалившись от городских «сует и хлопот», он собирался не только «пожить с покоем», но и углубленно заняться изучением природы и истории Оренбургского края.

Спасский период действительно оказался самым плодотворным в творчестве Петра Ивановича. Здесь он написал множество статей о природных богатствах губернии, ее истории, сельском хозяйстве, местных промыслах. Его работы были основаны на личных наблюдениях и имели явную практичную направленность. Благодаря Рычкову ученые познакомились с огромным, до тех пор фактически не известным краем — с его рельефом, растительностью и животным миром, экономикой и населением.

Отцовское напутствие

Воспитанием и образованием детей Петр Иванович Рычков занимался лично. Он обучал их основам наук, приглашая к себе на помощь лишь преподавателей немецкого и французского языков. Не удивительно, что сыновья впоследствии быстро проходили университетский курс. Петр Иванович говорил им: «Мои желания в рассуждении вас всегда состояли в том, дабы вас в добром воспитании и в учении содержать...».

Его старший сын Андрей продолжал служить в армии (позже он получит чин капитана), женился на дочери симбирского помещика А. М. Роготова  Фионе. Молодые после свадьбы переехали в свою деревню, сельцо Саврушу (село Рычково), отданное в дар Андрею Петровичу от отца. Здесь же, в 1769 году, родился их сын Петр, который впоследствии дал яркую характеристику своим родителям. Так, отца своего, Андрея Петровича, он описывал как «служака времен царствования Екатерины II. Он был добр, откровенен и готов был отдать свою последнюю рубашку, чтобы помочь солдатам, службой дорожил и в исполнении служебных обязанностей был неутомим и неумолим. А еще Андрей Петрович очень «любил жизнь веселую и так любил играть в карты…». Свою же мать Петр Андреевич называл «жестокой крепостницей». Фиона Алексеевна, оставаясь одна в деревне, была «совершенно довольна своим положением: кричать и браниться... с утра до ночи было потребностью ее натуры». Скорее всего, тяжелый характер супруги заставлял Андрея Петровича до последних дней жизни находиться на службе.

В 1774 году, когда начался Пугачевский бунт, Петру шел шестнадцатый год. Он уже имел чин прапорщика, поэтому ему вместе с отцом предстояло наказать мятежников. Но однажды получилось так, что многие из людей полковника Рычкова во время боя перешли на сторону пугачевцев. И симбирский комендант (т. е. Андрей Петрович Рычков), чтобы спасти своего сына, отправляет его с поля боя, сказав, что «он приказывает не как отец, а как начальник». Сам же храбрый полковник был жестоко убит пугачевцами.

А тем временем Петр, чудом спасшийся от мятежников, был посажен на гауптвахту за побег с поля боя. Фиона Алексеевна, сильно переживая эту трагедию и волнуясь за сына, решает во что бы то ни стало отыскать тело убитого мужа. Для этого она переодевается в мордовское платье, пачкает свое лицо и руки. В случае опознания мятежниками эта поездка означала верную смерть женщине, тем не менее, она добралась до места сражения и отыскала обезображенный труп своего мужа. Фиона Алексеевна поступила геройски: вынесла погибшего супруга с поля боя, завязала его в войлок и положила на дно телеги, покрыв свежей травой.

Прах Андрея Петровича, как коменданта, был похоронен со всеми почестями. Но так как знали, что Петр Иванович захочет перевезти останки сына в свое любимое село Спасское, то гроб был поставлен в большой дубовый ящик и засмолен. По окончании пугачевского бунта Петр Андреевич Рычков подал в отставку и вместе с матерью выехал из Симбирска в свое имение, в Рычково...

Второй сын Петра Ивановича Иван учился  в Московском университете, но был уволен оттуда и вернулся к отцу в Спасское. Вскоре, как и его младший брат, Николай, он был определен на военную службу.

Петр Иванович тяжело переживал утрату старшего сына и, не смирившись с его гибелью, 15 октября 1777 года сам ушел из жизни. Он, как и Андрей Петрович, был похоронен в селе Спасское.

Русский бунт

Вот как описывает русский бунт правнук Андрея Петровича Рычкова — Николай: «...наступил страшный год пугачевского бунта, который как поток лавы, охватил весь Оренбургский край... Пьянство и всевозможные злодейства совершались беспрерывно. Народ как будто одурел от вдруг нечаянно попавшего в его руки могущества... Шайки башкирцев и мужиков с косами, с  топорами и саблями и даже просто с обожженными палками вместо пик, ездили по всем направлениям, грабя всех, кто попадался под руку, и убивая, если попавшиеся оказывали хотя бы малейшее сопротивление... Беспорядки, наводнявшие край, наконец, проникли во все его закоулки, и даже в окрестностях уединенной Савруши (Рычкова) показались шайки последователей Пугачева...». Шайка Емельяна Пугачева здесь разграбила все, что было можно. Хотела было сжечь господский дом, но мужики упросили хоромы не жечь, а лучше оставить на разные поделки им. Просьба была уважена.

Рассказывают, что в с. Савруше расположилась партия бунтовщиков на ночлег, как вдруг вечером же было получено известие, что полковник Шишкин с отрядом драгун пришел в Сок-Кармалу. Узнав об этом, мятежники скрылись в лесах.

По прекращении бунта Петр Андреевич Рычков женился на Марии Артемоновне Шахматовой. По уговору жены он поступил на статскую службу,  и вскоре стал исправником в Бугуруслане, а через некоторое время был назначен старшим заседателем Бугурусланского уездного суда. После пятилетнего удачного брака Мария Артемоновна умерла. Горе Петра Андреевича было так велико, что он начал болеть. Через три года он вышел в отставку, после чего быстро потерял интерес к жизни. Утешившись, он занялся холостяцкими развлечениями, но обзаводиться семьей уже не торопился. По настоянию матери он женился вторично. Его женой стала дальняя родственница Елены Денисьевны Рычковой Прасковья Антоновна Скупиская. После женитьбы он вернулся на службу и стал служить судьей Бугурусланского уездного суда. У П. А. Рычкова было два сына. Старший, Андрей, служил в Оренбургском гарнизоне. После того как вышел в отставку, служил заседателем в Бугурусланском уездном суде. Николай окончил Неплюевский кадетский корпус, служил в Екатеринбурге, затем в Москве. Во время Крымской войны, в 1855 году, был в ополчении.

Село Рычково

Вплоть до отмены крепостного права село Рычково принадлежало потомкам Рычковых. Последним из них был Петр Андреевич (праправнук П. И. Рычкова) — кутила и картежник. Приблизительно на рубеже 1880-1890 гг. он разорился, проиграл свое имение в карты и сдал в банк. Сам же переехал в село Доморуково (близ села Камышла). К тому времени в конце села, на берегу реки, барином Петром Ивановичем Рычковым, был построен винокуренный завод. Вся постройка завода была деревянная. На заводе вырабатывали спирт — сырец из зерна, картофеля, а отапливался завод дровами. А еще в наших краях всегда было много источников с чистой природной водой. На одном из них до сих пор есть так называемый «Чан» - металлическая клепаная чаша, в которую течет по трубам родниковая вода.

Имение Рычкова, как и завод, купил помещик Федор Дунаев. На месте деревянного завода в 1891 году был построен кирпичный. Кирпичи делали наемные люди, для их прочности в раствор добавлялись сырые яйца. Вес каждого кирпича составлял 12 фунтов. При Дунаеве были построены два двухэтажных и один трехэтажный кирпичные дома. Один из них — двухэтажный - был построен около завода, где долгое время располагалось правление колхоза «Красная долина», а другой на левом берегу реки. В последнее время оно было задействовано под детский сад.

Были построены кирпичные амбары с внутренними перекрытиями и большой каменный склад (ныне там находится Дом культуры). Недалеко от склада была расположена оранжерея, где сеяли цветы, клубнику и овощи. Сам Дунаев со своей семьей жил в зимнее время в Самаре, а на лето приезжал в Рычково. Его жена знала немного медицину и лечила людей от некоторых болезней.

Церковь в селе Рычково была построена в 1865 году на средства потомков П. И. Рычкова, которая вмещала в себя 300 человек. Здание и колокольня были деревянные, а вот крыша была крыта железом. Престол церкви был освящен во имя Казанской Божьей Матери. Село Рычково было приписано к Святодуховному медицинскому участку, где и находился приемный покой.

А после смерти Ф. Н. Дунаева в 1905 году имение и винокуренный завод перешли старшему сыну Александру, который в этом же году перепродал усадьбу помещикам Фадееву и Дохлову. Чтобы поделить село Рычково, они бросили жребий.Восточная сторона реки досталась Фадееву, а западная — Дохлову. Границей между их имениями была река. Дохлову остался завод, белый дом у завода, земли поселков Плетни и Савруш. Фадеев стал владельцем земли до большой дороги, селом Андреевкой, двух кирпичных домов, склада и амбара. Кроме того, Фадеев построил еще два кирпичных склада, один из которых был около барского дома. Помещики жили в Рычково вплоть до революции 1917 года. Говорят, что самым богатым из них был Б. И. Фадеев, который впоследствии бежал из села в Крым.

Вскоре после революции земля была отдана крестьянам, а завод передан государству.

На барских развалинах

Сегодня о том, что в селе когда-то жили потомки выдающегося российского ученого, первого члена-корреспондента Академии наук России П. И. Рычкова, грустно напоминают барские развалины. И хотя все еще стоит, словно как память о тех столетиях, трехэтажный дом из красного кирпича с колоннами и арками, бывшее имение Петра Ивановича, скорее всего, никогда уже не восстановить, даже если дом и парк считаются культурно-историческим памятником областного значения..
Многие из жителей села помнят, что в 60-х годах в доме еще были балконы, лестницы и фрески. Помнят отсыпные дорожки, скамейки, клумбы и беседки. К сожалению, сегодня там, где когда-то цвели черемуха и сирень и росли кусты барбариса, растут крапива и американский клен. Да и в пруду уже не плавают белоснежные красавцы-лебеди. Вместо них в обмелевшем водоеме - гуси да утки...

До сих пор с окрестных холмов в село стекает вода из родников. Трубы, говорят, еще XIX века, из лиственницы. И по-прежнему, несмотря на столетия, перед барским домом стоит гигантский металлический чан, на Крещение к которому съезжаются люди со всего района...

Город Бугуруслан

С именем Рычкова тесно связан и город Бугуруслан. Наиболее яркий след в истории и культуре дореволюционного города оставил Николай Николаевич Рычков, потомственный дворянин, внук сына П. И. Рычкова — Василия Петровича. Николай Николаевич жил в Бугуруслане на рубеже XIX-XX веков. Его жилой дом со знаменитыми круглыми окнами, расположенный на углу улиц Соборная и Петербургская (ныне Революционная и Ленинградская), был построен в 1884 году.

Н. Н. Рычков был председателем городской управы, многое сделал для развития культуры и образования в городе. При его непосредственном участии была открыта Гоголевская аудитория (ныне театр имени Гоголя), рядом — чайная общества трезвости, библиотека и первый в городе музей. Под его опекой шло строительство женской гимназии на улице Набережная (ныне Комсомольская). Много сил и энергии он отдавал благоустройству Бугуруслана.

(Статья подготовлена корреспондентом О. И. Марининой по материалам
исторической литературы).

 

Комментарии (0)

архив новостей