Главная Общество Он шел дорогами войны...

Он шел дорогами войны...

26.07.2012

Почти восемь лет не видел своих близких Н. Гизатуллин. Его, последнего, третьего сына, получившего повестку в сорок четвертом году, на фронт провожали престарелый отец да сестры. Когда же срок службы в армии подошел к завершению и солдат смог наконец-то ступить на родную землю, он вдруг отчетливо осознал, что его в Кряжлах никто не ждет. В наглухо заколоченном доме, где было пусто и одиноко, Насибулле пришлось начинать жить с чистого листа...

А когда-то семья Гизатуллиных была большой и дружной. Девять детей были любимыми и желанными у простых деревенских жителей Фатымы и Гайфуллы. Жили как все - скромно, но в мире. И работали как все — вставали на работу с восходом солнца и, пока не управятся с делами, домой не возвращались. Отец и мать хотели для своих сыновей и дочек лучшей доли, а потому из сил выбивались, но старались, чтобы они одеты, обуты были не хуже других. Тяжелая работа впоследствии сказалась на здоровье Фатымы, и едва младшему сыну исполнилось одиннадцать лет, как страшная болезнь навсегда лишила детей материнской любви и заботы.

Гайфулла сильно тосковал по умершей жене. Особенно больно ему было видеть, как ребятня искала ласки у чужих женщин. И он решил вновь жениться, чтобы дети всегда были вкусно накормлены и опрятно одеты.

Мачеха хорошо относилась к сиротам. К тому же у нее тоже были дети, которых, кстати, и отчим старался ничем не обидеть. Вот так две семьи, объединившись в одну большую, жили до июня сорок первого. Когда же наступила Великая Отечественная война, все разом изменилось.

Трудности, говорят, либо сплачивают людей и делают их сильными и выносливыми, либо наоборот — немощными и беззащитными. Так получилось и у Гизатуллиных, когда в дом стали приходить похоронки на старших сыновей Гайфуллы. Сердце отца, и без того слабое и больное, с каждым днем начинало давать сбои и однажды, не выдержав очередного приступа, навсегда остановилось. Мачеха, возможно, побоялась, что Насибулла может выгнать ее из дома. Поэтому, не дожидаясь его возвращения, она заколотила окна и дверь досками и ушла жить к взрослым детям.

В первые дни возвращения домой фронтовика грызла тоска. Он еще никак не мог привыкнуть к необычайной тишине, которая, как казалось ему, была обманчивой. Часто, когда совсем не хотелось спать, перед глазами мелькали лица товарищей, с которыми за годы службы Насибулле довелось подружиться и побрататься. А еще он вздрагивал, напрягаясь всем телом, от любого шороха и хруста. Особенно он не любил темное время суток, тогда как другая сельская молодежь вечеров да ночей ждала с большой охотой. Но не мог рассказать фронтовик всем о том, что этот страх у него остался от периода, когда он проходил службу в Прибалтике. А было это в сорок четвертом году. Тогда, под ударами наших войск, фронт откатывался все дальше на Запад. И пособники нацистов встали перед выбором: либо уходить вместе со своими хозяевами, либо прятаться в лесах. Избегая расплаты за свое предательство и преступления, латышские и эстонские эсэсовцы, при поддержке местных кулаков и прочих обиженных Советской властью, начали совершать диверсии и грабежи. И все же, как вспоминает ветеран, особый бандитизм творился на территории Литвы, где именно ночами совершались убийства как мирных граждан, так и советских военнослужащих.

Страшно было в одиночку нести дежурства на посту охраняемого объекта. Даже в конце 1946 года, когда удалось ликвидировать крупные националистические бандформирования, многие уцелевшие «борцы за свободу» не ушли в тень, а превратились в лютых уголовников, промышляя на жизнь грабежом  и  вымогательством.

Пришлось во время войны ему участвовать и в боях за Белоруссию. Столица этой республики - Минск, который довелось освобождать от фашистских захватчиков, целых три года стоял сожженным. 1100 дней и ночей длилась его оккупация. И вот 3 июля 1944 года город был полностью освобожден бойцами Красной Армии. Жители Минска своих освободителей встречали с цветами. И хотя многие дома все еще были объяты пламенем, а культурные учреждения разрушены, на улицах города играла музыка.

Враг, чувствуя свое поражение, к концу войны стал сдаваться целыми частями, а то и дивизиями. Насибулла Гизатуллин, как и многие другие его товарищи, получил приказ конвоировать немецких солдат на Урал.  Здесь, на территории бывшего Свердловска (ныне г. Екатеринбург) и его области, с начала сорок второго года находились лагери для военнопленных противника. За четырнадцать лет (с 1942 по 1956 гг.) тут было размещено около ста тысяч человек. Среди них были немцы, венгры, румыны и итальянцы.

Сегодня некоторые из нас задаются вопросом, почему этих людей, многие из которых не хотели воевать на стороне Германии, не отпустили домой сразу же после окончания войны. Но, как рассказывает ветеран, здесь находились не простые солдаты и офицеры. Здесь отбывали наказание каратели, эсэсовцы, гестаповцы и другие, кто принимал участие в расстрелах и иных формах уничтожения советских граждан.

После того как основная масса военнопленных была амнистирована и вывезена с территории СССР, Н. Г. Гизатуллин продолжал нести службу во внутренних войсках. На этот раз ему пришлось охранять тех, кто переступил закон.

И вот наступил 1951 год. Год, когда Насибулла Гизатуллин наконец-то вернулся домой...

До самого ухода на заслуженный отдых проработал в колхозе «Правда» ветеран Второй мировой. Добросовестно и безотказно трудился на всех производственных участках. Здесь же, в родном селе Кряжлы, встретил свою вторую половину. Таские Фатхутдиновне, как и мужу, тоже пришлось познать все трудности военного лихолетья. Помнит, как зимними вечерами она вместе с женщинами и подругами-ровесницами под песни да разговоры вязала теплые варежки для бойцов Красной Армии. Никогда ей не забыть того периода, когда  ее семья, голодная и исхудавшая от недоедания, отдавала фронту последние продукты — молоко, яйца, сметану. Сами же люди питались травой да очистками от картофеля. Тяжелое было время, но победу солдатам Красной Армии приблизить помогли. Свой вклад в нее внесли  все:  и стар, и млад...

12 апреля этого года Гизатуллины отметили бриллиантовую свадьбу. В мире и согласии они прожили 60 лет. Поздравления по этому случаю они принимали от губернатора области Ю. А. Берга и главы района В. Н. Давыдова. А еще их тепло приветствовали на Сабантуе, который состоялся в Кряжлах 16 июня. В числе шести семейных пар ветеран войны и труженица тыла под дружные аплодисменты земляков получили заслуженную благодарность за то, что отважно воевали и честно работали.

Текст Ольги Марининой.

 

 

Комментарии (0)

архив новостей