Главная Общество Ничто на земле не проходит бесследно...

Ничто на земле не проходит бесследно...

01.10.2013
Ничто на земле не проходит бесследно...

С того времени прошло почти семьдесят лет, а Н. Д. Видяева хорошо помнит, как весной сорок четвертого года она встретилась с заведующим районным отделом народного образования Шлыковым. Узнав, что ее, отличницу и выпускницу Сок-Кармалинской школы, хотят направить на краткосрочные учительские курсы в Оренбург, испуганная  Надя только и смогла сказать: «Как мама решит...».

А Прасковья Григорьевна Клочкова, вдова погибшего солдата, ни за что не хотела отпускать старшую дочь далеко от дома. Потому что Надя, смирная и послушная, была ей помощницей во всех делах. «Какая из нее учительница, - говорила женщина незваным гостям, - маленькая да худая... Да и одеть ее мне не во что. Пусть лучше в колхоз идет, там хоть немного да зерно дают...».

Такие встречи проходили не раз. Однако все решил случай. Представители отдела образования, сами уставшие от таких разговоров, вдруг спросили у Нади: «А сама-то хочешь быть учительницей?». И девчушка, никогда не смевшая пойти против воли матери, вдруг твердо заявила: «Очень хочу!»

Прасковья Григорьевна, услышав такое, только и смогла ахнуть. «А как же наставление отца, - начала она было говорить дочери, как вдруг ее голос задрожал и на глазах появились непрошенные слезы. - Неужто забыла?» От воспоминаний о родном человеке Надя потупила взор. Письмо, написанное рукой Дмитрия Леонтьевича и в котором были такие строки: «помогай матери, кроме тебя ей надеяться не на кого...»,  она знала наизусть. Да и как его можно было забыть, если весточка от него была первой и, как потом оказалось, последней.

- Я все помню, мама, - едва слышно промолвила Надя. - Обещаю тебе, мы сумеем поднять на ноги младших...

Место гибели Д. Л. Клочкова неизвестно до сих пор. Бывший председатель колхоза, руководивший хозяйством вплоть до 22 июня 1941 года, уже на следующий день ушел на фронт добровольцем. В своем единственном письме он только и успел сообщить родным, что находится под Смоленском, где идут тяжелые оборонительные бои и что среди солдат-земляков (жителей Секретарского и Сок-Кармалинского районов) много убитых и раненых.

Вскоре страшную весть получила и Прасковья Григорьевна. На ее имя пришло извещение, что рядовой Клочков Дмитрий Леонтьевич пропал без вести...

Учеба в Оренбурге заняла ровно один месяц. 15 августа 1944 года молодая учительница и пионервожатая была направлена в Стародомосейкинскую школу. Как и обещали представители РОНО, Надя каждый месяц получала в местной артели несколько килограммов пшеницы, которые, аккуратно завернув в сверток, бережно относила домой. Сама же кормилась тем, что собирала в поле — лебедой да клевером. В то время такая еда — лепешки, смешанные еще и с отрубями, - была в каждом доме.

До самого мая сорок пятого года  деревня жила одной большой семьей. Приближала победу в далеком тылу и  Надя Клочкова. Она, как и многие женщины, подростки и старики работала в поле, собирала налоги, занималась отправкой посылок на фронт, а также укрепляла дух полуголодных и изнемогающих от непосильного труда сельчан. Вместе с ними читала треугольники солдатских писем, весточек, присланных с фронтов,  с ними же радовалась возвращению с войны солдат.

Не сразу наладилась жизнь в глубинке. Люди по-прежнему голодали и бедствовали. Не лучше их жила и молодая учительница. Правда, от сельчан она  отличалась тем, что имела длинное, до самых пят, американское драповое пальто, и маленькие галоши, которые обувала только на работу в школу. Приходилось «форсить» в них и в Сок-Кармале, когда бывала тут на выходных. Но каждый раз, когда Надя шла домой либо возвращалась обратно в Стародомосейкино, она, пройдя какое-то расстояние, всегда их снимала и переобувалась в лапти. Знала, что другой обуви, как и пальто, у нее в ближайшее время не будет.

Свое личное счастье Надя Клочкова нашла в Наумовке. Сюда она была переведена по наставлению Прасковьи Григорьевны. Вдова солдата больше не могла мириться с тем, что дочери приходится в одиночку преодолевать немалые километры. К тому же много раз Надя подвергалась опасностям: бежала от волков, попадала под сильные проливные дожди,  замерзла в лютые стужи.

Мужем Надежды Дмитриевны стал участник войны А. С. Видяев. Бравому фронтовику она пришлась по душе сразу же, как только он ее увидел. Но нашлись в селе те, кому не понравилась учительница. Это были родители самого Александра Семеновича, которые, называя избранницу сына «интеллигенткой», прочили ему более выгодную партию. Много нехорошего выслушал от них в адрес будущей жены Александр Семенович. Но, проявив характер, решения своего не поменял. Так и не дождавшись их согласия, он, несмотря на людские пересуды, все же расписался с Надеждой Дмитриевной в сельсовете. А чтобы родственники не мешали жить молодой семье, сняли угол в чужом доме.

Не сразу Видяевы-старшие смирились с выбором сына. Понадобилось время, прежде чем они поняли, что их сноха  — не просто хороший и добрый человек, но и заботливая жена. К тому же еще и терпеливая. Потому что только благодаря ее выдержке родители мужа навсегда забыли, что когда-то для них она была чужой и приезжей.

Милосердие и сострадание тоже были в характере молодой женщины. Ведь взять на воспитание чужого ребенка, имея двух собственных детей, в те годы не каждый решался. А Надежда Дмитриевна пошла на такой ответственный шаг, потому что не могла допустить, чтобы соседская девочка, Нина Анисимова, оставшаяся круглой сиротой, могла оказаться в доме-интернате.

Больше двадцати лет прожила в Наумовке семья Видяевых. И все это время Надежда Дмитриевна бессменно работала в школе. Ее учениками были А. Г. Стройкина, бывший директор Соковской средней школы и Заслуженный учитель РФ, Е. Д. Прокаева — бывший завуч Северной коррекционной школы-интернат, А. А. Фирсов — бывший бригадир Наумовской бригады и многие другие. Они так и остались для нее Аней, Женей и Андреем...

19 февраля этого года Н. Д. Видяевой исполнилось 85 лет. С этой датой ее поздравляли не только родные и близкие, но и те, кого она учила в далекие пятидесятые годы. У каждого бывшего ученика нашлись особые слова, чтобы выразить свою любовь и признательность той, кто открыл им дверь в большую страну знаний.

На снимке: Н. Д. Видяева.

Фото из семейного архива.

Ольга Маринина.

Комментарии (0)

архив новостей