Главная Общество Муниципалитеты должны повзрослеть

Муниципалитеты должны повзрослеть

01.08.2013

Ведь что такое местное самоуправление? Если верить словарю, то это «система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории». В казенной фразе - огромное количество смыслов. А главное - ответственности! Проще говоря, без инициативы местной власти и жителей не сделать жизнь лучше, экономику - прибыльней, а социалку — качественней и эффективней.

Пользуясь правом по собственному усмотрению обустраивать жизнь родного села или района, многие муниципалитеты сегодня приступили к объединению и укрупнению. Процесс сложный, как сказал губернатор в одном из своих выступлений: «...затрагивает привычный уклад жизни, меняет конфигурацию власти на местах». Тем не менее, глава региона считает, что «укрупнение территорий усилит их экономические позиции, будет способствовать увеличению точек активного роста в экономике районов, развитию конкуренции между поселениями за ресурсы. В идеале границы муниципального образования и границы экономической деятельности населения должны совпадать».

Зачем объединяться?

Местное самоуправление изначально призвано решать насущные вопросы жителей Оренбуржья в своих муниципалитетах. Для этого власти на местах нужны две вещи - полномочия и прочная финансовая база для их реализации. Это в идеале. А в реальности - у муниципалитетов с избытком только полномочий (т.е. обязанностей) и - минимум средств на их осуществление. Низкий уровень собственных доходов местных бюджетов, нехватка квалифицированных кадров, слабая материальная база, отсутствие четких стратегических целей и приоритетов в социально-экономическом развитии - вот лишь краткий перечень проблем, с которыми сегодня живут муниципалитеты.

Так вот, снять эти проблемы помогут изменения, которые сегодня происходят в муниципалитетах.

- Главное направление мы видим в увеличении доходов местных бюджетов, - говорил на собрании Совета Ассоциации муниципальных образований области губернатор Юрий Берг. - Уровень бюджетной обеспеченности муниципальных образований области представляет собой довольно пеструю картину. Разрыв между самым обеспеченным и самым малообеспеченным муниципалитетом по группе «городские округа - муниципальные районы» превышает 11 раз. По группе «поселения» - 185 раз. В поселениях, где большая часть бюджета уходит на финансирование аппарата управления, а собственные доходы минимальны, говорить о качественном решении вопросов местного значения, а тем более о развитии поселения практически не реально. Поэтому узловой задачей органов местного самоуправления по-прежнему остается повышение финансово-экономической самодостаточности за счет расширения налоговой базы, привлечения инвестиций, развития малого и среднего бизнеса, наращивания промышленного и сельскохозяйственного производства.

Как объединяться?

Сегодня преобразования муниципалитетов в Оренбургской области идут по трем направлениям.

Первое - объединение двух и более поселений, не влекущее изменение границ других муниципальных образований. На сегодняшний день завершены мероприятия по объединению 44-х поселений в 22 муниципалитета. В октябре здесь пройдут выборы, а до 1 января 2014 года будут приняты уставы и бюджеты.

Второе - объединение городского округа и одноименного района в единый городской округ. Так происходит с Гаем и Гайским районом и Сорочинском и Сорочинским районом.

Третье - наделение городских поселений статусом городских округов с одновременным включением в их состав сельских поселений. Это Абдулино и Абдулинский район, Соль-Илецк и Соль-Илецкий район, Кувандык и Кувандыкский район, Ясный и Ясненский район.

Нетрудно догадаться, что процесс укрупнения проходит по принципу, когда экономически сильный или обладающий хорошим экономическим потенциалом муниципалитет становится «паровозом», который должен потянуть новое муниципальное образование к позитивным переменам.

- Реформа местного самоуправления - это инструмент для эффективного социально-экономического развития территории, не больше и не меньше, - комментирует этот процесс первый заместитель руководителя аппарата губернатора и правительства области Вера Баширова. - Как, например, молоток, который можно положить на полку - и он будет бесполезен, а можно забить гвоздь и построить дом - и тогда от него будет несомненная польза. То же самое и с объединением: если просто объединиться и больше ничего не делать, то никакого блага люди не почувствуют. Нужно еще научиться использовать возможности и преимущества, которые дает объединение и укрупнение.

С кем объединяться?

Когда речь заходит о третьем варианте - объединении города и района в единый городской округ, часто возникает вопрос: а не проще ли объединить их под эгидой района вместо того, чтобы целый район заводить под городской округ? Оказывается, не проще.

- По закону «Об общих принципах организации местного самоуправления», городской округ - это единственная модель управления территорией, имеющая единый бюджет и централизованную систему власти, - поясняет Вера Баширова. - Главное преимущество такой структуры - возможность перераспределения средств между всеми входящими в состав округа территориями для своевременного решения первоочередных вопросов и проблем. В рамках «муниципального» 131-го ФЗ в городской округ могут входить и сельские территории. Поэтому, именно городской округ - та правовая конструкция, которая дает возможность объединить силы и устранить громоздкую двухуровневую систему управления, характерную для муниципального района.

А людей спросили?

Непраздный вопрос, учитывая, что речь-то идет о местной власти - той, что к народу ближе всех. И ответ на него однозначный: спросили!

- Процесс начинается с того, что городские и сельские Советы назначают дату проведения публичных слушаний о преобразовании муниципалитетов, - говорит Вера Баширова. - О времени и месте проведения публичных слушаний все жители города или села оповещаются заранее, им предоставляется возможность заблаговременного ознакомления с проектом обсуждаемого правового акта. Участие жителей в публичных слушаниях - свободное и добровольное, а результаты обсуждений обязательно публикуются. После публичных слушаний в городе и в селах проводятся Советы депутатов, на которых депутаты принимают решение, выражающее согласие населения на присоединение сельских поселений к городу. Принятые решения предоставляются губернатору, который дает поручение о подготовке Закона Оренбургской области о преобразовании муниципальных образований путем их объединения с городским округом. Закон принимается Законодательным Собранием Оренбургской области.

На сегодняшний день, если говорить о подтверждающих примерах, публичные слушания проведены в городе Сорочинске, а городской Совет принял решение поддержать инициативу правительства области о преобразовании. Публичные слушания прошли во всех поселениях района, и везде население высказалось за преобразование.

Что с финансами?

Правительство области выполняет договоренности, и во время переходного периода объемы финансирования муниципалитетов сохранятся, - говорит Вера Баширова. - На этом особенно настаивали люди в ходе публичных слушаний.

Обратим внимание на слова «переходный период». В результате реформы вновь образованные муниципалитеты должны стать самодостаточными территориями в плане формирования муниципальных бюджетов. Но и когда переходный период закончится, они не останутся без поддержки.

- Из областного бюджета выделяются значительные средства на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, - заявил Юрий Берг на Совете Ассоциации муниципальных образований. - Действуют Фонд финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов, а также Фонд финансовой поддержки поселений. Но это вовсе не должно порождать иждевенческих настроений. Времена, когда 90% доходов и финансовой помощи государства направлялись на содержание муниципальных служащих, прошли.

Здесь стоит отметить, что реформа влечет за собой сокращение числа муниципальных служащих, так же как и числа депутатов сельских Советов и, соответственно, расходов на их содержание. Вдобавок к экономии для местного бюджета, повысится качество муниципальных управленческих кадров.

Сохранятся ли сельские льготы?

Этот вопрос всегда первым звучит на публичных слушаниях. Поэтому и ответ прямой - да, сохранятся, причем в полном объеме.

- При вхождении сельских поселений в городской округ сохраняется порядок финансирования населения в зависимости от места проживания - город или село, - поясняет первый заместитель руководителя аппарата губернатора и правительства области Вера Баширова. - Вопросы льгот связаны с типом административно-территориального устройства, а не с типом муниципалитета. Административно-территориальное устройство населенных пунктов не меняется, значит, у сельского населения сохраняются льготы по оплате электроэнергии, право на участие в областных программах («Земский доктор», «Социальное развитие села до 2015 года», «Сельский дом»). Образовательные, клубные учреждения, находящиеся на территории сел, которые войдут в городской округ, остаются сельскими. Сохраняются и льготы по оплате коммунальных услуг.

Надо ли менять прописку?

В процессе преобразования граждане фактически не меняют места жительства, и так называемой перерегистрации не происходит. В паспортах граждан, по мере их обращения по вопросам выдачи, замены паспорта, проставляется отметка о регистрации с указанием нового адреса с первоначальной датой регистрации. Такая же отметка производится по желанию гражданина.

Когда завершится реформа?

- Реформа муниципальных образований в области должна быть завершена в 2015 году, когда область будет подводить итоги реализации «Стратегии прорыва».

- Оптимизация муниципальных образований не должна заключаться только лишь в изменениях территориальной организации местной власти, - не раз отмечал губернатор Юрий Берг. - Конечная цель реформы -улучшение качества жизни на селе, повышение дееспособности местной власти и, как следствие, повышение доверия к ней со стороны граждан.

То есть к 2015 году муниципальные образования области должны стать самостоятельными, экономически обеспеченными и дееспособными. Так сказать, должны «повзрослеть» и окрепнуть.

Юрий НЕЧАЕВ.

 

Комментарии (0)

архив новостей