Объявления
Интервью
Мои года – моё богатство
Почти 100 лет без пяти годочков прожила на белом свете Зоя Гавриловна Федорова, ветеран труда и труженица тыла. 12 ноября у неё юбилей, ей исполнится 95 лет
Родом Зоя Гавриловна из Саратова. Помнит, как отец, военфельдшер, был направлен с семьёй на новое место работы на Север, в Архангельскую область. В семье было ни много ни мало восемь детей. Но он был коммунистом, слугой партии и народа, в гражданскую войну воевал за советскую власть и не мог отказаться от этой далекой командировки, которая продлилась до 1933 года. Вернувшись в Саратовскую область, отец получил квартиру и работу в аптекоуправлении. Зое исполнилось 15 лет, когда она стала работать на Саратовском мясокомбинате. Старательную девушку хотели послать учиться на мастера в Москву, но та не захотела разлучаться с родителями. И всё же отец заставил дочь выучиться на бухгалтера, за что она очень признательна ему, потому что в этой специальности она нашла своё призвание. Об этом ярко свидетельствует трудовая книжка, которая пестрит записями о благодарностях и премиях за успешную сдачу годовых отчётов, перевыполнение плановых показателей на предприятиях, одним словом, за добросовестный труд. Где бы она ни трудилась, всегда была в почёте. Есть у неё и пара юбилейных медалей в честь Победы над фашистской Германией. А отработала она немало, общий трудовой стаж у Зои Гавриловны 43 года. Была она и счетоводом в Саратовском пищеторге и заместителем главного бухгалтера здесь же. Потом старшим бухгалтером в Сок-Кармалинском сельпо, куда была переведена по месту работы мужа. Также работала она и главным бухгалтером районного отдела кинофикации , а потом отдела культуры. Но это будет позже.
А пока она, юная девушка, живёт и трудится в г. Саратове. Но каждый год, кроме основной работы, ездила в колхозы и совхозы обрабатывать поля, убирать урожай картофеля, арбузов, помидоров, огурцов, пшеницы. Однажды послали всех 60 сотрудников пищеторга в совхоз на уборку хлебов. Поплыли на пароходе, а когда сошли на пристань, оказалось, что за ними даже транспорта не прислали. Пришлось 10 км преодолеть пешком. Пять девчонок разместили в доме одинокой старушки. Зоя трудилась на веялках. Когда убрали хлеба и приехали в Саратов, в газете написали статью, где коллектив пищеторга благодарили за самоотверженный труд.
Да, времена были трудные, военные, голод, холод, продовольственные карточки, бомбёжки, ведь в городе находилась военная часть. Помнит, как однажды отважные девушки-зенитчицы сбили немецкий самолёт, который упал на городскую площадь. Кстати, её саму тоже призывали на службу в зенитную часть, но поскольку мама сильно болела, а на её руках была малолетняя сестрёнка, оставили с семьёй. Отца к тому времени уже успели репрессировать, и он умер в лагере. Зоя Гавриловна до сих пор не знает, чем он не угодил сталинской власти. Вскоре пришли три похоронки на её братьев. Это не прибавило матери здоровья…
Но жизнь состояла не из одних бед и страданий. В 1941 году встретился ей бравый боец-водитель сок-кармалинец Фёдор Фёдоров, который служил в воинской части г. Саратова и перевозил на фронт людей и грузы. Понравилась юная, с длинными косами девушка парню, она ответила ему взаимностью. Создали семью. Когда сыну Валере в 1946 году исполнился годик, Фёдора демобилизовали, и они приехали на родину мужа, в Сок-Кармалу. Отгородили в родительском доме закуток и стали жить. Вскоре родились еще двое детей - Саша и Люба. Мужа назначили директором киносети. Жили, как и большинство людей в послевоенные годы, трудно. Дом сумели отстроить, когда дети подросли. Зарплата была мизерная, ни на что не хватало, а тут ещё государственные займы, налоги, денежные реформы. При обмене денег пропадали скудные сбережения людей. Впрочем, у супругов Фёдоровых их и не было. Из чего копить-то их с тремя детьми? Даже в 1976 году при выходе на пенсию у главного бухгалтера отдела культуры З. Г. Фёдоровой зарплата составляла 57 рублей, а у мужа, директора киносети – 90. (Однако он еще в 1972 году умер). Одежду добрую и то не купишь на эти деньги.
– Зажилась я на белом свете, устала от жизни, – сетует в беседе со мной старожил Зоя Гавриловна Фёдорова. – Молодые умирают, а меня никак Бог не приберёт.
– Вам плохо живётся? – спрашиваю я её.
– Да что ты, Господь с тобою, – машет она рукой. – Грех жаловаться: живу в тепле, уюте, сыта, ухожена, благодаря заботам снохи Татьяны и сына Александра (Татьяна Александровна – учитель музыкальной школы, а Александр Фёдорович – работник ЛПУ МГ). Только вот не даёт мне покоя мысль, что я пережила свою дочь Любу и триннадцатилетнюю внучку.
Рано, трагически ушли они из жизни. Каково было пережить престарелой женщине потерю дочери, а ещё раньше внучки, знает лишь только она сама. Потому ей и не мила порой жизнь. Пережить горе помогли близкие люди.
Часто навещают Зою Гавриловну сын Валерий, внуки Сергей и Светлана.
Несмотря на преклонные годы и пережитые невзгоды, Зоя Гавриловна продолжает жить. Передвигается, правда, с помощью палочки, летом выходит на улицу, посидеть на скамеечке. Несмотря на всё ухудшающееся зрение, читает книги, газеты. В день моего посещения она читала стихи Натальи Нарушевой. Пожелаем доброго здоровья ей и её близким!
На снимке: З. Г. Федорова со своими внуком и правнуком.
Ольга Демидова.