Объявления
Интервью
Личное дело математика Князькиной
Скорее всего, А. М. Князькина одна из немногих педагогов в районе, кто после семи лет работы в школе смог получить высокое звание «Отличник народного просвещения». Казалось бы, что после этого случая другие награды и почести на молодого специалиста должны были посыпаться как из рога изобилия. Но, увы. Их не было долгих восемнадцать лет. И только 2005 год стал для нее по-особому значимым. Тогда Альфия Музагитовна стала лауреатом губернаторской премии. Не успев отойти от разговоров и славы, которые внезапно свалились на учителя математики, А. М. Князькина вскоре удостоилась внимания от самого Президента России В. В. Путина. За заслуги в деле образования она была награждена грантом в размере 100 тысяч рублей.
Чего греха таить, многие из нас мечтают о таком подарке, который, в общем-то, был получен не по велению золотой рыбки, а за долгий и кропотливый труд. На что бы мы потратили эту сумму, окажись она в руках? Наверное, каждый человек поступил бы по-своему. Вот и Альфие Музагитовне друзья и коллеги советовали разное. Одни рекомендовали купить дорогое золотое украшение, как напоминание о своих личных заслугах, другие — непременно норковую шубу, основываясь на тех соображениях, что другого счастливого шанса может уже и не выпасть. Альфия Музагитовна слушала всех, соглашалась, но сделала то, чего другие от нее совсем не ожидали. Президентский грант она вложила в дом, в котором сейчас светло и тепло оттого, что вставлены современные пластиковые окна и перекрыта крыша, которая к тому времени давно уже требовала больших финансовых вложений. Теперь, как признается в шутку А. М. Князькина, деньги хоть и потрачены, зато она живет «в настоящих президентских апартаментах».
Тридцать два года преподает математику в Курско-Васильевской основной школе А. М. Князькина. И все это время она с любовью делает то, чему когда-то решила посвятить свою судьбу. Кому-то из читателей это покажется пафосным и высокопарным, но только не для самой Альфии Музагитовны, для которой быть учителем — смысл жизни, счастье и призвание. Она не представляет себя в другой сфере деятельности, кроме школы. В общем-то, и родители, когда перед младшей дочерью вставал вопрос, куда идти учиться, советовали ей поступать в пединститут. По прошествии стольких лет можно с уверенностью сказать, что слова взрослых оказались верными. Правильно сделала и дочь, послушав мать, сельскую учительницу, и отца, работавшего агрономом в колхозе имени Тукая. Впрочем, многим людям свойственно ошибаться. Наверное, долго бы чувствовали за собой вину Зайнаб и Музагит Тухватшины, если бы их старшая дочь (сегодня Г. М. Абунагимова, Заслуженный учитель РФ, учитель родного языка Бакаевской средней школы) выбрала бы не педагогический ВУЗ, а медицинский. Спору нет, возможно, Гульсина Музагитовна имела бы репутацию хорошего врача, но то, каких успехов она смогла добиться на ниве просвещения, - заслуживает отдельных строк.
Сестры, несмотря на километры, разделяющие их друг от друга, практически всегда бывают рядом. Даже их фотографии на Доске Почета, которая установлена в холле районного отдела образования, находятся вместе. Вот почему, когда мне пришлось беседовать с А. М. Князькиной и задать вопрос, касающийся Гульсины Музагитовны, она тут же перевела свой взгляд на запечатленное лицо сестры. Казалось, что и глаза Г. М. Абунагимовой в тот момент были обращены только на одного человека...
- А ведь вы, сестры, похожи друг на друга. Но в то же время, если очень хорошо приглядеться, - вы очень разные, - говорю я.
- Да, мы такие, - отвечает моя собеседница и тут же, с улыбкой на лице, добавляет: - Не случайно же сестру за ее осанку и сдержанность за глаза называют «аристократкой».
- В таком случае, кто же Вы?
- А я — простой рабочий класс, - засмеялась А. М. Князькина.
В какой-то степени Альфия Музагитовна права. Ведь еще пару лет тому назад они вместе с мужем Николаем Игнатьевичем на своем подворье содержали большое подсобное хозяйство, где сельской учительнице в день, причем по несколько раз, приходилось вручную доить четырех коров. И это не считая кур, гусей, уток, телят и другой живности.
- Когда же Вы все успевали делать? Дом, муж, сын, работа, хозяйство, огороды, - перечисляю я. - Наверное, времени на сон тогда не оставалось...
- Сама сейчас удивляюсь, как со всеми делами управлялась, - отвечает наша «Золушка». - Но так было, и это меня, знаете ли, дисциплинировало. Да и труд этот мне и мужу был знаком с детства.
Что и говорить, без поддержки Николая Игнатьевича Альфия Музагитовна вряд ли смогла бы состояться как Учитель с большой буквы. Но на то он и глава семьи, чтобы во всем помогать жене и быть примером подрастающему сыну. Впрочем, Николай Игнатьевич знает, какая это трудная ноша — учительство. Знает, потому что сам работал в школе.
Сын Эдуард в семье Князькиных единственный, а значит, самый желанный и любимый. Дома для мамы он был «солнышком» и «золотым» ребенком, а в школе — учеником, для которого не было никаких привилегий. Поэтому, чтобы не огорчать строгого и требовательного учителя математики (а на уроке Альфия Музагитовна только такая!), Эдуард Князькин старался соответствовать всем требованиям педагога: думал, анализировал, работал. Он был одним из успешных учеников в классе, тем не менее, мама-педагог его никогда не хвалила. И только спустя годы, после того как Эдуард Князькин закончил не только школу, но и институт, Альфия Музагитовна призналась себе: сын всегда был ее гордостью.
В настоящее время Э. Н. Князькин работает программистом в г. Казани. Здесь же живет и Я. М. Тухватшин — брат его мамы и родной тети, Г. М. Абунагимовой. Ядкар Музагитович какое-то время преподавал в сельхозинституте, а сегодня трудится в Министерстве финансов ведущим инженером. Двоюродный брат Эдуарда — Рушан, после трех лет работы архитектором, совсем недавно получил приглашение на работу в «Татнефть» и назначен на должность заместителя директора компании.
Вообще-то, если говорить о природных данных, которые заложены в Эдуарде от родителей, то своими талантливыми и способными родственниками может гордиться и большой род Князькиных, который, к тому же и очень дружен между собой. Взаимовыручка здесь передается из поколения в поколение. Теперь уже внуки укрепляют свои «позиции», при этом хорошо помнят и знают свою родословную и корни, откуда они произошли.
А еще, и это, пожалуй, самое главное, Альфия и Николай Князькины выбирают друзей не по социальному статусу, а по духу. Им легче общаться с теми, кто, как и они, «родом из народа», кто не кичится своим положением и материальным благополучием. Таких людей немного, тем не менее, они для Князькиных - самые дорогие и преданные. Они могут всегда рассчитывать на их безвозмездную и бескорыстную помощь, на добрый совет и участие. Много лет они живут душа в душу по соседству с Е. Логиновой, социальным работником. Теплые, доверительные отношения сложились у Альфии Музагитовны с Маргаритой Николаевной Князькиной, женой брата Николая Игнатьевича, которая стала для нашей героини и сестрой, и лучшей подругой.
Татарке по национальности, Альфие Музагитовне пришлось войти снохой в мордовскую семью. Поначалу молодую женщину беспокоили не всегда привычные обычаи и сложившийся национальный уклад. Но волнения и тревоги были беспочвенны. Родители мужа хорошо ее приняли, а потому она безмерно благодарна Игнату Федоровичу и Марии Фоминичне за то, что свекор и свекровь смогли заменить ее собственных отца и мать.
Дело прошлое, но Музагит и Зайнаб Тухватшины не были в восторге от того, что дочь, против их воли и благословения, вышла замуж за православного парня. Не были на ее свадьбе и даже два года не интересовались ее судьбой. И только после того как родился Эдик, бабушка и дед переломили себя, признав мальчика внуком, а Николая — зятем. Надо отдать должное и Николаю Игнатьевичу, который постарался стать родным в их семье.
Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что Альфия Музагитовна Князькина — счастливая женщина. В своей жизни она имеет все, что хотела бы иметь каждая из нас: большой дом, дружную семью и материальный достаток, который, в общем-то, ее нисколько не интересует. Для нее главное, и это не обсуждается, чтобы всегда рядом с ней были те, кого она любит и кем дорожит. Это, в первую очередь, муж и сын, затем — родственники и друзья.
17 сентября А. М. Князькиной исполнилось 55 лет. О том, чтобы уйти на заслуженный отдых и навсегда забыть о своей любимой работе, Альфия Музагитовна не думает. В планах у нее остаться в школе еще на два года. На тот период пока ей позволяют квалификационная категория и, конечно же, здоровье...
Фото из семейного архива.
Отзывы:
Наталья Николаевна Докшина, заведующая методкабинетом отдела образования:
- Альфия Музагитовна — это Учитель от Бога, заслужившая своим кропотливым трудом признание у своих коллег, учеников и их родителей. Таких сильных и талантливых математиков, как она, в школах района работает немного. Можно сказать, их всего трое. Это Альфия Музагитовна, Нина Ивановна Ерофеева из Секретарки и Мария Ильинична Давыдова из Аксенкино. Каждая из них любит свой предмет, знает его до мелочей, поэтому и знания учащихся — высок.
Ольга Александровна Севрюкова, методист методкабинета, учитель математики Северной средней школы №2:
- Я благодарю судьбу за то, что мне посчастливилось не только познакомиться с Альфией Музагитовной, но и работать вместе с ней в Курско-Васильевской основной школе. В одном лице она была мне и наставником, и другом, и учителем. Я научилась у нее многому, потому как Альфия Музагитовна - одаренный педагог. Она не зацикливалась на одном только учебном процессе. Ей всегда удавалось провести такое мероприятие или школьный вечер, от которых замирало и трепетало сердце. Бесспорно, это математик с душой лирика.
Ольга МАРИНИНА