Главная Общество Личное дело Евгении Прокаевой

Личное дело Евгении Прокаевой

29.03.2014
Личное дело Евгении Прокаевой

...Когда в семье в очередной раз зашел разговор о школе, В. А. Прокаев, тогда заведующий отделом образования, заметил, что если собрать его родственников и близких его жены, Евгении Дмитриевны, то таким количеством народа можно спокойно укомплектовать педагогический штат средней школы. Единственная проблема заключалась лишь в том, что среди них - биологов, историков, математиков, физиков, руссковедов, физруков, географов и учителей начальных классов - не было преподавателя иностранных языков. «Выход один, - с иронией в голосе произнес Василий Алексеевич, - женить на «иностранке» кого-то из собственных сыновей...».

Смех смехом, но то, что сестры, братья, снохи и зятья Евгении Дмитриевны и Василия Алексеевича посвятили себя сфере образования - действительно правда. Как и то, что дети самих Прокаевых тоже когда-то учились в педагогических вузах и работают в школах учителями. Алексей и Вячеслав живут в Нефтеюганске. Первый преподает историю и имеет высшую квалификационную категорию, а второй является учителем физвоспитания и тренером в детско-юношеской спортивной школе. Средний сын, Константин, в прошлом учитель физвоспитания Северной средней школы и специалист по физической культуре Северного ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Самара», живет в городе Оренбурге и работает в Министерстве физической культуры и спорта. Родители, к слову сказать, никогда не навязывали сыновьям своего мнения по поводу того, куда им поступать и какую профессию выбрать. Это было их правом и их выбором.

Что же касается Евгении Дмитриевны, то стать педагогом ей посоветовала мама, Евдокия Семеновна, вся жизнь которой была неразрывно связана с Наумовской начальной школой. Сельская учительница до последних дней жизни любила свою работу и считала ее одной из главных на земле.

Какими же принципами руководствовалась Евдокия Семеновна, когда размышляла над будущим старшей дочери? Их, к слову сказать, совсем немного. То, что из Евгении Дмитриевны получится хороший учитель, мудрая женщина нисколько не сомневалась. Она просто была уверена в этом, потому что знала, что дочь, в отличие от младшей Анечки (Анна Дмитриевна Насырова — учитель русского языка и литературы Северной средней школы), - спокойная, тихая и терпеливая. «Вот Аня — это другое дело, - говорила мама. - Ей бы все петь да веселиться... Но ничего, наступит время - выучится и тоже будет в школе работать».

Так и случилось. Сначала в педучилище училась старшая дочь Вечкилевых, а через некоторое время здесь получала знания и младшая.

Когда учеба в Бугуруслане была завершена, Евгения Дмитриевна получила направление в Новодомосейкинскую восьмилетнюю школу. Здесь она проработала два года, преподавая детям русский язык и литературу. Затем было село Староборискино, где в средней школе в начале семидесятых годов училось до 300 учеников. Классов не хватало, и учителям приходилось проводить уроки в две смены. По такому графику трудилась и Е. Д. Прокаева. С девяти утра до часа дня она была учителем начальных классов, а с обеда до вечера - руссковедом и литератором.

А вскоре учительской семье (Василий Алексеевич преподавал физику и математику) поступило предложение переехать в Северное. И если вопрос с трудоустройством В. А. Прокаева был решен (он был принят на работу в райком партии инструктором), то для его жены работы не нашлось. Учитель словесности местной школе был не нужен.

Выход был найден после того, как вышестоящее начальство предложило Евгении Дмитриевне место во вспомогательной школе-интернате. Здесь  требовался воспитатель. Работа, как заверяли представители отдела образования, временная, поэтому, как только появится вакансия в средней школе, они ей обязательно об этом сообщат. Но шли дни, недели, месяцы, а потом уже и годы, а обещание, как и желание самой Прокаевой, так и не исполнялось. Впрочем, со временем Евгения Дмитриевна и сама забыла о том разговоре. Тем более что здесь, в интернате, ей сразу же понравился коллектив, который, несмотря на сложные бытовые условия (долгие годы здесь не было теплых туалетов, а детей водили мыться в коммунальную баню), работал самоотверженно и бескорыстно.

И все-таки к новой должности Е. Д. Прокаева привыкала с большим трудом. Ведь ей приходилось заниматься по специальной программе с учениками, не блещущими способностями. К тому же еще и из неблагополучных и малообеспеченных семей.

Во вспомогательную школу-интернат, где ребята жили почти круглогодично, их привозили из соседних Бугурусланского, Асекеевского, а также Абдулинского, Матвеевского и Пономаревского районов. Здесь же находились и дети из наших окрестных сел и деревень. Количество учеников порой доходило до 130 человек, которых, прежде чем чему-либо научить, учителям и воспитателям нужно было во что-то одеть  и  обуть.  Ведь из дома  их горе-родители  отправляли налегке.

Тридцать шесть лет проработала в коррекционной школе-интернате Е. Д. Прокаева, двадцать один год из которых была завучем, но так и не смогла привыкнуть к тому, в какой неприглядной одежде приезжали ученики к началу сентября. Поэтому всякий раз, когда каникулы заканчивались, Евгения Дмитриевна старалась, чтобы День Знаний по-настоящему был праздником для детворы. Для этого она из дома приносила бывшие вещи своих сыновей и раздавала детям. Так, кстати, поступали многие в коллективе, кто действительно любил детей и дорожил своей работой.

А еще в практике учителя были случаи, когда ученики вовремя не приезжали в интернат либо без объяснения причин убегали домой, наивно полагая, что в своих селах их никто искать не будет. На самом же деле чужие люди о них беспокоились и проявляли заботу. Обращаться за помощью к сотрудникам правоохранительных органов тогда было принято только в экстренных случаях, поэтому розыск беглецов проводили сами учителя и воспитатели. Тогда в районе не было хорошей телефонной связи, как и дорог и автобусного сообщения. Поэтому Е. Д. Прокаевой и другим ее коллегам добираться до Абдулино, Пономаревки, Матвеевки приходилось на перекладных, оставляя при этом на несколько дней дом, хозяйство, детей...

Что это было — долг, призвание или судьба? У каждого, кто в разные годы работал с Евгенией Дмитриевной, на это, безусловно, имеется свой собственный ответ. Наша же героиня думает иначе. Она говорит, что это была самая обычная работа, будни которой всегда состояли из маленьких встреч и проводов в большую самостоятельную жизнь...

Ольга Маринина
 

Комментарии (0)

архив новостей