Главная Общество История жизни

История жизни

25.04.2013
История жизни

Глядя на фотографию молодой девушки, с трудом нахожу черты своей героини. Впрочем, немудрено. Ведь тогда ей было всего двадцать лет...

Судьба Анны Михайловны Казаковой — это настоящий увлекательный роман, который едва ли сможет уместиться в одном томе. И чтобы это доказать, рассказ начнется с событий 1914 года, с того самого времени, когда семья её мамы вынуждена была покинуть обжитые места в Белоруссии и обосноваться в Оренбургской губернии.

Поезд, на котором прибыли Якубовичи, бежавшие от Первой мировой войны, остановился на 8-м разъезде. Уставшие от долгой поездки, они, не зная что делать и как быть дальше, решили сойти с него. Первой на землю спрыгнула Варвара. Бойкая и словоохотливая, она, как заведенная, тут же начала принимать корзины и узлы от своих родственников. Василий Горох, с которым она совсем недавно обвенчалась и с которым еще не успела вдоволь испить семейного счастья, краем глаза успевал наблюдать за тем, как проворна его молодая жена. Улыбаясь, он вдруг вспомнил, как на стройную и красивую Варю заглядывались многие деревенские хлопцы. Засматривался на девушку и сам Василий, но подойти к ней не решался. Да и что он ей мог дать, если с малых лет находился в работниках за кусок хлеба. Ну а то, что лицом вышел, так это не в счет. Ведь красота, как считал парень, с годами пройдет, а вот бедность навряд ли.

Наверное, поэтому Василий никак не мог допустить мысли, что по нему кто-то может вздыхать и не спать ночами. И среди тех, кому нравился застенчивый хлопец, была Варька Якубович, которая, как только на горизонте появлялась фигура Гороха, в один миг становилась смирной и послушной. Никто из окружающих тогда не мог понять, почему лицо девушки заливается краской, а поведение ее становится каким-то странным и непонятным.

И все-таки судьба свела их. Наверное, так было угодно небесам, чтобы Варвара и Василий были вместе. А чтобы уберечь свою любовь от войны, они решили бежать от нее в неизвестность.

Оглядевшись по сторонам и расспросив прохожих, белорусы узнали, что деревня, где они сейчас находятся, называется Бурдыгино или, как говорил простой люд, Бурдыга. Якубовичи еще толком не успели освоиться, как увидели возле себя незнакомого человека. Это был помещик Роганов, который здесь имел собственные земельные угодья. Почему он к ним подошел и почему предложил кров и работу, беженцы поначалу не задумывались. И только спустя время они узнали, что Роганов, наблюдавший за всеми прибывшими пассажирами, не мог не обратить внимания на миловидную девушку, которая среди всей толпы выделялась ловкими и быстрыми движениями. Именно по ней, по Варваре, помещик рассудил, что эти люди — не лентяи, а наоборот, работящие и сильные.

Так и вышло. Уже на следующий день, едва петухи прокричали о его начале, вся семья была на ногах. А чтобы хозяин был доволен, белорусы ранним утром отправились на покос травы. Лица всех косарей светились радостью даже тогда, когда нещадно палило солнце и пот заливал глаза. Но для всех Якубовичей это было большим счастьем. Счастьем, что они вместе и что живы. Что же касается Белоруссии, которая чуть ли не каждую ночь им снилась, то о ней старались вслух не вспоминать. Однако каждый из них дал себе слово, что на родину он обязательно вернется

Варвара Горох была в положении, когда в один из погожих дней ее муж погиб нелепой смертью. А случилось это так. Лошади, которыми управлял Василий, были так измождены тяжелой работой и палящей 40-градусной жарой, что стали проявлять свое непослушание. Мужчина понимал, что животных необходимо отвести на водопой и дать какое-то время на отдых. Однако Роганов на это не давал своего согласия. И вот тут лошади, словно взбунтовавшись, галопом понеслись к реке, сбивая всех, кто вставал на их пути. И первым, кто получил тяжелейшие удары, несовместимые с жизнью, был Василий Горох...

Варвара родила девочку. Малышку назвала Олей...

Неподалеку от Якубовичей жил Михаил Базаров. Соседи знали, что в 21-м году у него от голода и болезней умерли жена и пятеро детей. Сам же Михаил, не очень рослый мужчина, был словно кремень. Тяжело переживая свое горе, Базаров стал замкнутым и неразговорчивым. Вдвойне трудно ему приходилось, когда видел на улице играющих ребятишек.

Наступила пора возвращения на родину. Вместе с братьями стала собираться в дорогу и Варвара Горох. Их пожилые родители к тому времени нашли вечный покой на деревенском кладбище. Когда об этом стало известно каждому жителю Бурдыги, в дом белорусов неожиданно зашел Михаил Базаров. Не став ходить вокруг да около, прямо заявил, что пришел свататься к Варваре.

Этот период, когда Варвара, Михаил и Оля стали жить одной семьей, можно отнести еще к одной истории жизни. А она, надо сказать, была у этих людей не из легких. Николай, старший сын Якубовичей, отрекся от Варвары, осуждая сестру за то, что она согласилась выйти замуж за русского. Потом Базаровым предстояла долгая разлука и даже жизнь на тюремных нарах. За колючую проволоку Варвара Тихоновна попала только за то, что решилась найти мужа. Как женщине удалось избежать высшей меры наказания (ее долгое время принимали за шпионку и провокатора) — до сих пор остается загадкой. Но, наверное, и тогда среди сотрудников НКВД были хорошие люди, которые смогли во всем разобраться и доказать невиновность В. Т. Базаровой.

В тридцать третьем году в семье родилась долгожданная дочка Анечка. Стоит ли говорить о том, что малышка была любимицей и баловнем у мамы, отца и старшей сестры. Возможно,  Базаровы жили тогда не лучше других своих земляков, однако в доме у них никогда не было ссор и скандалов. Старались беречь друг друга и не огорчать по мелочам, потому что незаслуженные обиды и горькие слезы они уже познали сполна.

Когда началась Великая Отечественная война, Ане Базаровой было всего семь лет. Почти каждый день из Бурдыгино в Сорочинский военкомат отправлялись подводы с добровольцами. В селе, где совсем недавно проходила бурная жизнь и где по вечерам были слышны гармонь, песни и задорный смех, стало на редкость тихо и неуютно. Михаил Яковлевич на фронт не призывался. На тот момент ему было 66 лет. Однако его фронтом, пусть даже в далеком тылу, стал колхоз, где ему целых четыре года довелось работать бригадиром

В сорок втором году в сельской школе начались занятия. Стала в ней учиться и Аня Базарова, которая сразу же показала такую тягу к знаниям, что учительница Арлетта Ивановна часто приводила девочку в пример другим ребятам. Все семь лет Аня была прилежной ученицей, и все эти годы она мечтала о том, что обязательно посвятит свою жизнь детям и школе. Но каково было ее огорчение, когда Варвара Тихоновна рекомендовала дочери поступать не в педагогическое училище, а в ветеринарный техникум. Ослушаться маму девочка не посмела и, как бы тяжело на душе у нее не было, в 1949 году поехала в Сорочинск.

Как вспоминает А. М. Казакова, на первых порах она и представить себе не могла, что будет учиться с таким усердием, какое проявляла в школе. Но случилось так, что ветеринария ее заинтересовала, поэтому вскоре она стала одной из лучших студенток техникума. Теперь к своей будущей профессии Анна относилась не скептически, а с большим уважением, потому что хорошо усвоила, что медицина лечит людей, а ветеринария — все человечество.

Когда четыре года учебы в техникуме пролетели и был получен красный диплом об его окончании, Анне Базаровой преподаватели рекомендовали продолжить обучение в сельскохозяйственном институте. Но прежде, чем поехать в Оренбург, она решила посоветоваться с семьей. Родители, конечно, были рады успехам дочери, но, находясь уже в зрелом возрасте, помочь ей ничем не могли. И тогда свою помощь предложила Ольга, пообещав, что поможет младшей сестре получить высшее образование. Так оно и вышло. К тому же и Анна старалась не подвести своих родных, а потому все пять лет она получала повышенную стипендию, а по окончании вуза с гордостью показала Базаровым свой второй красный диплом.

Совхоз Рубеженский Тепловского (ныне Первомайского) района стал первым местом работы Анны и Юрия Казаковых. Юрий Яковлевич был однокурсником своей жены, поэтому свою трудовую деятельность молодая семья начинала вместе. Сюда они приехали 13 августа 1958 года, а уже на следующий день, едва забрезжил рассвет, были на животноводческой ферме. Молодым специалистам пришлось обслуживать шесть гуртов, где только одного крупного рогатого скота насчитывалось полторы тысячи голов, а свиней — три тысячи.

Картина, которую увидели Казаковы, привела их в большое смятение, если не сказать в полное разочарование. Животные, как выяснилось из разговоров с доярками и скотниками, не были привиты, а потому уже 15 августа произошел крупный падеж свиней, От такого страшного инфекционного заболевания, как рожа, свиньи, весом в 110-150 кг, гибли в одночасье. Пришлось срочно искать вакцину.

Не успев еще толком отойти от произошедшего, ветврачи столкнулись с новым испытанием. На этот раз от сибирской язвы стали дохнуть нетели, находящиеся на летнем выпасе. И снова - вакцины, уколы, уход, наблюдение. До тех пор, пока не стало ясно, что беда миновала.

Прошло несколько лет, прежде чем о Казаковых, как о профессионалах своего дела, узнали в областном центре. Были моменты, когда руководства Оренбургского сельхозинститута и Сорочинского ветеринарного техникума предлагали им работу в качестве преподавателей в своих учебных заведениях. Но Казаковы, как настоящие патриоты села, были непреклонны, считая, что настоящее их призвание - это то дело, каким они сейчас занимаются.

В Северном А. М. Казакова живет с 1982 года. В наши края она попала после того, как внезапно ушел из жизни ее муж. Для того, чтобы продолжать жить и научиться радоваться каждому новому дню, Анна Михайловна решает переехать в самый отдаленный район Оренбуржья, чтобы, как она думала, ничего не напоминало ей о прошлом.

Ольга, Ирина и Маргарита — дочери Казаковых — тоже стали ветеринарами. Их не испугал пример родителей, которых в доме они видели крайне редко. Кстати, профессия ветеринарного врача в этой семье стала преемственной, потому что ее выбирает уже третье поколение Казаковых.

Наша беседа с Анной Михайловной продолжалась около четырех часов. Время пролетело незаметно. Но с интересной собеседницей не хотелось расставаться. Уже практически на пороге я спросила ее о том, кого из ветврачей в районе она считает самым квалифицированным. И услышала ответ: «Юру Чекорина (Ю. В. Чекорин - председатель колхоза имени Кутузова). Он хороший специалист, грамотный. Таких людей, как он, ответственных и болеющих душой за сельское хозяйство, я не встречала...».

На снимке: А. М. Казакова (Базарова) — студентка Оренбургского

сельхозинститута, 1953 год.

Ольга МАРИНИНА

 

Комментарии (0)

архив новостей