Объявления
Интервью
Генерал из Кряжлов
Кто такой Шакир Гениатуллин знают, наверное, только жители села Кряжлы. Ведь это их земляк, который прославился тем, что отважно воевал в Гражданскую войну с басмачами, а затем, получив воинское звание генерал-майор, во время Второй мировой служил в Генеральном штабе.
Мы наш, мы новый мир построим
Дата рождения Ш. Н. Гениатуллина - 1895 год. Его родителями были простые крестьяне, которые, как ни старались хорошо работать, никогда не жили сыто и богато. Вот и их сын Шакир, чтобы не умереть с голода, уже с одиннадцати лет работал батраком у зажиточных людей.
Первую мировую войну будущий военачальник встретил на службе в царской армии. Там же он познакомился с людьми, которые тайно вели разговоры с солдатами о предстоящих переменах в России.
Другими глазами взглянул на мир и Шакир Гениатуллин. Деревенский парень, когда-то мечтавший стать унтер-офицером, теперь был на стороне тех, кто активно боролся за новую, рабоче-крестьянскую власть.
Ему было двадцать три года, когда он добровольцем записался в Красную Армию. А в это время по всей стране Советов полыхал огонь Гражданской войны. Он сражался с белочехами, дутовцами, колчаковцами. Воевал Ш. Н. Гениатуллин на юге России, на Украине, на Северном Кавказе.
В 1919 году, дослужившись до командира полка и имея орден Красного Знамени, вступил в партию большевиков.
Краснознаменный Туркестанский
А потом была Средняя Азия, где курбаши — полевые командиры - организовали движение басмачества. Наиболее активно оно было развернуто на территории Ферганской области. Для ликвидации банд контрреволюционеров сюда был направлен командиром эскадрона 1-го кавалерийского полка 2-й Туркестанской стрелковой дивизии Ш. Н. Гениатуллин. К тому времени он уже хорошо знал, что отряды Мадамин-бека — самые многочисленные в округе, а его люди — жестокие и хладнокровные. В том, что басмачи могут убить старика, женщину или ребенка, любого, кто поддерживает Советскую власть, Шакир Нигматуллович убедился на собственном горьком опыте. Так, в один из ночных налетов на кишлак, где в расположении эскадрона командир жил со своей семьей, был убит его четырехлетний сын Рустем...
И все же горе не сломило отважного красного командира. Он по-прежнему воюет с повстанцами, переезжая из одного населенного пункта в другой. Теперь местом его службы стала Бухара, где басмачам свое содействие оказывали правители приграничных районов Афганистана, а также правительства Турции и Великобритании. И если другим частям РККА приходилось сражаться с отрядами Салим-паши, Ибрагим-бека и другими, то перед помощником командира 2-го отдельного кавалерийского полка 3-й стрелковой дивизии 1-го Бухарского кавалерийского полка Ш. Н. Гениатуллиным стояла задача как можно быстрее ликвидировать отряд курбаши Джунаид-хана.
Боевые заслуги нашего героя-земляка, прошагавшего по песчаным дорогам Туркестана более 80 тысяч километров, были заслуженно отмечены почетным наградным оружием, грамотой Реввоенсовета и двумя орденами Красного Знамени Бухарской республики. Его подвиг, как и человеческие качества, описал в своей в книге «Краснознаменный Туркестанский» подполковник в отставке Александр Кондратенко.
Боевой командир
У своих подчиненных Шакир Нигматуллович пользовался большим уважением. Об этом можно судить по тому факту, что когда он уезжал на курсы усовершенствования комсос-тава, то его кавалеристы не хотели с ним расставаться. Памятное письмо, которое вручили они ему на прощание и где есть такие строки «...мы теряем дорогого, любимого, боевого товарища, с которым провели много славных лихих дней...» сегодня хранится в Центральном музее Вооруженных Сил России в Москве.
И все-таки разлука с однополчанами у Гениатуллина была недолгой. Окончив учебу, он снова вернулся в Среднюю Азию, где служил в пограничной крепости Кушке сначала начальником штаба полка, а затем командиром кавалерийского полка.
В 1928 году Гениатуллины переехали в Москву. Здесь Шакир Нигматуллович сначала учился в Военной академии имени М. В. Фрунзе, а спустя шесть лет с отличием закончил и Академию Генерального штаба РККА. Его пригласили на работу в оперативный отдел Генштаба, где военные способности нашего земляка высоко оценил начальник Б. М. Шапошников. Вскоре Ш. Н. Гениатуллину было присвоено воинское звание генерал-майор. В ту пору ему было всего 43 года.
А на войне как на войне
Служба в Генеральном штабе никогда не была легкой. Когда же началась Великая Отечественная война, работать офицерам пришлось с еще большей нагрузкой. С первых дней сурового времени они стали заниматься сбором разведывательных данных и текущей обстановки на фронтах. Здесь же принимались распоряжения и вынашивались планы предстоящих операций, а также думали над тем, как обеспечить солдат вооружением, боеприпасами и другими необходимыми средствами.
Генштаб работал круглосуточно. Такой порядок установил сам И. В. Сталин, который лично регламентировал время работы и отдыха всего руководящего состава. Он же распорядился, чтобы и доклады о положении дел на фронтах он получал три раза в сутки: днем, вечером и ночью. А еще, согласно его приказу, каждый штабист должен был время от времени находиться на тех участках фронта, где шли боевые действия.
И руководящий состав Генштаба выезжал в «служебные командировки», которые длились порой по несколько месяцев. При этом одни погибали, другие надолго выходили из строя по ранению, а третьи назначались командующими фронтами на различные должности. Не раз доводилось попадать в сложные боевые переделки и Ш. Н. Гениатуллину. Он, как и многие офицеры, не только оценивал обстановку на местах, но и показывал пример истинного героизма своим подчиненным. Кстати, орден Ленина, который ему вручил в мае сорок второго года Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин, был именно за разработку операций, проведенных в первые месяцы Великой Отечественной.
Через год после Победы
С приходом долгожданной победы многие военачальники по разным причинам стали подавать рапорты и уходили в запас. Moг так поступить и Ш. Н. Гениатуллин, здоровье которого в последнее время очень сильно беспокоило семью. Но всякий раз после лечения он возвращался на работу в Генштаб.
Но болезнь, как оказалось, победить было нельзя, 3 апреля 1946 года Ш. Н. Гениатуллин скоропостижно скончался. 51-летний генерал-майор с воинскими почестями был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В последний путь его провожали друзья и соратники — маршал А. М. Василевский, генерал армии А. И. Антонов, генералы С. М. Штеменко, М. В. Захаров и другие.
Ольга Маринина