Главная Общество Двадцать лет с почтовой сумкой

Двадцать лет с почтовой сумкой

12.03.2013
Двадцать лет с почтовой сумкой

Прогибаясь под тяжестью почтовой сумки, Матрена Петровна Сельскова дом за домом, улицу за улицей обходила Соковку. Здесь ей с детства были знакомы все стежки-дорожки, каждый кустик и деревце. Обшаровка, Кармалка, Репьевка, Заканавка… Каждый день  проходя все село от одного края до другого (а протяженность его больше трех километров, не считая параллельных улиц), заходя почти во все дома (а их около 360), она приносила односельчанам газеты, журналы, письма, открытки. Тяжела ноша почтальона, да и сама жизнь – штука нелегкая.

На долю Матрены Петровны многое выпало. Когда началась война, ей было шестнадцать лет. Бойкую девчонку заприметили для школы фабрично-заводского обучения. На эвакуированные на Урал заводы срочно требовались рабочие руки, чтобы изготавливать боеприпасы для фронта,  инструменты для предприятий, ремонтировать паровозы и вагоны.

Ушедших на войну мужчин на заводах заменяли подростки. Но труд был настолько тяжел, а условия жизни и работы еще труднее, что многие из них, еще по сути дети, оторванные от родного дома и соскучившиеся по теплу и ласке материнских рук, сбегали. Осужденных за бегство и неявку на работу наказывали по законам военного времени.

Земля слухами полнилась. Проведав про все тяготы ФЗО, Матрена совсем не радостная уезжала из Соковки. Душу терзали тревога и страх перед неизвестностью. Не тягот она боялась, а жалко было оставлять маму одну: брата призвали на фронт, отца – в трудовую армию.

На Бугурусланской станции она и ее подруга по несчастью совсем приуныли. Сопровождающий их мужчина отошел узнать насчет поезда. А они, с узелками в руках, сидели и горевали о своей участи. И, наверное, вскоре бы они пополнили ряды одного из заводов, да горестный вид девчушек привлек внимание случайного прохожего. Узнав причину их печали, он посоветовал им… бежать, но только  не той дорогой, которой привезли их в Бугуруслан.

Куда только делся страх! Словно окрыленные, сорвались они с места. Глухими лесными тропинками в течение нескольких дней добирались они до своих краев. Но появиться дома значило обречь себя на новые страдания. Долго Матрена пряталась у разных людей. Мать при каждой возможности собирала и передавала дочери хоть какую-то еду. Редкие тайные свидания давались с большим трудом.

Много пришлось переживать и за отца. По возрасту мужчина не подходил для фронта. Но люди нужны были и в Трудармии. А работа эта была по-настоящему каторжной. Лесоповал, укладка железнодорожных шпал, соляные шахты… Плюс отсутствие всяких условий и минимальная кормежка. Такую участь не каждый выдерживал. Здоровые мужчины вскоре становились инвалидами. Смертность была явлением частым и обыденным. Не все способны  были вынести такой труд, бывали и беглецы. Однажды  решил сбежать и отец Матрены. Но дома побыть ему пришлось недолго. Вскоре за ним приехали и вновь забрали на лесоповал. В ночь перед его отъездом наспех зарезали теленка, наделали домашней колбасы, чтобы  собрать еду в дорогу и на первое  время житья. Ведь знали, как тяжело там отцу: сами не раз ездили к нему, чтобы проведать да передать немудреных домашних гостинцев.

Помнит Матрена Петровна, как всеми силами пытались вернуть отца домой. Помог случай. На Соковскую МТС срочно понадобились сварщики. Директор В. С. Казаков стал подыскивать подходящую кандидатуру. Выбор был невелик. Тут Матрена с матерью и предложили своего отца, ведь мужчина он был смышленый, мастеровитый. Сделали запрос, вскоре Петр Люкшин вернулся в родное село, приступил к новой работе. Но недолгим был его век. Тяжелый труд сильно подорвал здоровье. Всего три месяца прожил он дома, и семья, теперь уже навсегда,  осталась без мужа и отца.

Матрена росла  девушкой деловитой и бойкой, спорой на всякую работу. Дел, даже трудных, она не боялась.  В те времена вдохновленные примером Паши Ангелиной девушки садились за рычаги тракторов. Не отстала и Матрена. Окончив вместе с подругами курсы трактористов, она долго работала на колесном НАТИ. Много славных тружеников прошло через эти сельхозмашины отечественной конструкции. Потом трудилась в мастерских. Но однажды из-за несчастного случая сильно повредила кисть руки. Поэтому пришлось искать другое место. Устроилась в заготконтору. Здесь принимали скот с разных колхозов, а потом своим ходом отгоняли его в Бугульму, на мясокомбинат.

В 1961 году Матрена Петровна начала работать почтальоном. Каждое утро она отправлялась на конюшню, запрягала лошадку и ехала в Северное. Разобрав в отделе сортировки письма и газеты, сельская почтальонка грузила поклажу на телегу и отправлялась обратно в свое село. Сложив почту в сумку, разносила её по домам. Вся корреспонденция сразу не умещалась. Шутка ли! Ведь почти каждый день Матрена Петровна привозила с почты два мешка газет и журналов и мешок писем и открыток. Чтобы все это разнести по большому селу, приходилось делать несколько «рейсов», неся на себе увесистый груз. И так каждый день, за исключением разве что воскресения.

И благо, если еще погода хорошая. А то ведь нередко выпадают и дождливые дни, и метели. А от обязанностей почтальона за стенами дома не укроешься. Нужно идти, разносить людям добрые вести, соединять их через письма с родными и друзьями. Такая работа…

Почти двадцать лет до самой пенсии Матрена Петровна проходила с почтовой сумкой, которая оставила ей напоминание о себе – больные плечи. Сейчас она давно на заслуженном отдыхе. В этом году М. П. Сельскова отметит 88-летие. В домашних делах ей помогает соцработник Л. Г. Стройкина. При необходимости заглядывают и ученики, например, чтобы почистить занесенные снегом тропинки. Не обделяет вниманием пожилую женщину и внучка со своей семьей.

В труде и постоянных заботах прожит большой отрезок жизни. Многое осталось позади, сохранив в памяти лишь воспоминания о молодости. Несмотря на возраст, взгляд Матрены Петровны по-прежнему выдает ту бойкую девушку, активную во всех делах.

Татьяна РИПОВА.

Комментарии (0)

архив новостей