Главная Общество Детство сороковых

Детство сороковых

08.05.2012
Детство сороковых

Накануне 9 Мая принято вспоминать тех, благодаря кому появился этот праздник, кто ценой собственной жизни и неимоверных усилий завоевал победу. И это верно. Ведь благодарность к этим людям не иссякнет никогда. Но было бы неверно забывать о тех, кто ковал победу в тылу, обеспечивая солдат на фронтах всем необходимым. Это, прежде всего, женщины и подростки, чье детство – так уж получилось – совпало с войной. Так произошло и в жизни Ивана Ивановича Кравченко.

Взрослели раньше срока

Село Серафимовка, где родился Иван Кравченко, раскинулось  в бескрайних и благодатных степях Ставрополья. Недаром эти земли назывались «житницей России», ведь местные поля давали богатейший урожай. Несмотря на это, Серафимовке и ее обитателям пришлось пережить многое со времени своего образования: гражданскую войну, голод 20-х годов, коллективизацию, когда в большом селе было организовано шесть колхозов. Но люди выстояли, приспосабливаясь к новым условиям и переменам, село процветало. И вот грянули сороковые, а вслед за ними – война и всеобщая мобилизация.

Ивану Кравченко в ту пору шел двенадцатый год. В первые же дни войны Ивана Петровича – главу семейства, где росло четверо детей, - призвали на фронт. Для матери Пелагеи Яковлевны главным подспорьем стал старший Иван. Он и раньше во всем помогал родителям, которые большую часть времени проводили на работе в колхозе. Пелагея Яковлевна постоянно была в передовиках: в прополке колхозного хлопка ей не было равных. Она всегда брала себе вдвое большие участки, чем другие. И управлялась женщина с ними с такой сноровкой, что не отставала от своих подруг. Да и как общественница она всегда была в первых рядах.

Теперь пришла очередь Ивана доказать, что в работе он не слабее родителей. Подростки стали сменой мужчинам, ушедшим на фронт, вышли на колхозные поля: пахали, сеяли, убирали.

В первый год войны наши войска отступали. Пехота выбирала путь не по железной дороге, которую часто бомбили, а через степи, передвигаясь от одного населенного пункта до другого. Проходила армия и через Серафимовку. Любопытные мальчишки бежали следом за колоннами, с интересом разглядывая подуставших в пути солдат и интересуясь у них, не нужно ли чего. Кто-то из шеренги спросил у подростков, не найдется ли в селе табака. Тогда Иван с готовностью бросился в огород, торопливо срывая в охапку листья этого растения, которое выращивали в те времена почти в каждом подворье, и спеша, пока не ушла колонна, отдал его в руки шедших мимо солдат.

Прямо за селом располагался запасной аэродром. Отступая, в спешке оттуда эвакуировали всю технику. А что не успели – сжигали или оставляли на радость местной детворе, которая сразу же стала «обживать» это место. Особое любопытство у мальчишек вызывали боеприпасы. Они с интересом разглядывали и изучали взрыватели от бомб, пулеметные ленты с патронами. Забавы с такими опасными игрушками, конечно, не проходили бесследно.Не раз шалости оборачивались несчастными случаями и даже трагедиями. Несколько ровесников Ивана Кравченко погибли от осколков разорвавшихся снарядов во время игры, многие были ранены, в том числе и сам Иван. К счастью, его ранения оказались не очень серьезными, хотя на перевязки подростку пришлось поездить.

Вслед за отступавшей Советской армией в Серафимовку пришли оккупанты. Правда, этому селу повезло больше других занятых врагами деревень. Из местных жителей были назначены полицаи, которые следили за порядком, установленным новой властью. С каждого двора взимался налог. Нужно было сдать 100 рублей, 100 яиц и одну курицу. Взамен этого выдавалась справка об уплате налога. В целом люди продолжали работать, как и прежде. Сами немцы в селе не появлялись. Лишь однажды сюда на тачанке, запряженной парой хороших лошадей, приезжал кто-то из немецкого начальства в сопровождении полицаев и девушки-переводчицы.

Местных жителей не трогали: они должны были работать и растить урожай для нужд немецкой армии. Но эвакуированным еврейским семьям, а также приехавшим сюда девушкам-комсомолкам, которые жили на квартирах у местных хозяек, приходилось несладко. Их забирали, а дальнейшая судьба была неизвестна. Иван Иванович вспоминает, что в одном из соседних домов поселилась женщина-еврейка с двумя детьми. Но сердобольные соседи не выдали их новым властям, всячески помогали прятаться, а заодно и делились продуктами.

Оккупация продолжалась восемь месяцев. Однажды ночью жители Серафимовки проснулись от доносившихся издалека звуков стрельбы, разрывающихся снарядов. Наутро стало известно, что советские войска наступают. Немецкие приспешники быстро покидали село.

Была и еще одна радость в семье – вернулся с фронта отец. Серьезное ранение ноги не позволило Ивану Петровичу воевать дальше, он вернулся домой, пусть раненый, зато живой.

Молодость выбирает свой путь

Когда закончилась война, их, подростков, не успевших отучиться в школе, работавших на колхозных полях наравне со взрослыми и живших там же в землянках, отправили на учебу. Закончив школу, Иван Кравченко устроился слесарем на местную МТС. В 1949 году его призвали в армию.

В Минеральных водах, куда прибыли призывники, И. Кравчено и его друга записали в авиацию. Воспользовавшись небольшой передышкой, молодые люди решили сходить сфотографироваться. Вернувшись на пункт, они узнали, что их сослуживцы уже были отправлены на вокзал, а отставшим новобранцам было приказано подождать следующего набора. Так Иван попал в артиллерию.

Служить ему довелось  в Украине, в городе Славуте. И здесь, можно сказать, определилась вся его дальнейшая судьба. Однажды в части отключили электричество, поэтому на кухне не смогла работать машина, предназначенная для чистки картофеля. Чтобы решить эту «боевую» задачу, в пищеблок были откомандированы несколько бойцов. За однообразным занятием завязалась беседа. Кто-то хвалился невестами, что ждали их на гражданке. Кто-то делился адресами девушек.

Был среди солдат и парень с наших мест, а именно из Садовки. Он и рассказал Ивану о молодой учительнице, работавшей в их небольшой сельской школе, а заодно и дал ее адрес.

Поначалу Иван не воспринял идею всерьез и даже забыл об этом. Но однажды в своем блокноте случайно увидел адрес и решил написать. Через месяц – полтора пришел ответ…

Крепкая семья

Так завязалась переписка. И чувства молодых людей настолько стали серьезными, что к концу службы И. Кравченко решил ехать в незнакомую для него Чкаловскую область.

С тех пор Иван Иванович и Анастасия Михайловна вместе. Долгое время они жили в Садовке. Очень им нравилась эта деревенька, утонувшая в зелени. Анастасия Михайловна преподавала в школе, в начальных классах. Иван Иванович больше двадцати лет работал в колхозе пчеловодом. Одна за другой у них родились и выросли три дочери – Зоя, Ольга и Елена – их гордость и опора. Теперь на радость бабушки и дедушки растут шесть внуков и даже четыре правнука.

Вот только место жительства пришлось поменять. В небольшой деревушке жителей год от года становилось все меньше и меньше. Постепенно закрылись школа, магазин, ферма. Вот поэтому в 90-м году и супруги Кравченко решили переехать в райцентр, где живут и по сей день.

На снимке: супруги Кравченко.
Фото из семейного архива.
Татьяна РИПОВА


 

Комментарии (0)

архив новостей