Объявления
Интервью
Большие проблемы маленькой школы
До перестроечных времен жизнь в селе Сергушкино протекала так бурно, что мало кто из жителей хотел менять свой привычный уклад жизни на благоустроенный быт в городе. В колхозе «Правда», где ни на день не прекращались дела, все жители большого населенного пункта находили работу и, развивая параллельно свои подсобные хозяйства, чувствовали себя вольготно на родине предков. Правление хозяйства, чтобы заинтересовать молодежь и закрепить кадры, стало строить в Сергушкино квартиры, магазин, клуб, детский сад и даже новую типовую школу.
Никто не знал, что спустя несколько лет дошкольное учреждение будет закрыто, а школа, которая десятилетиями гордилась спортивными достижениями своих воспитанников, начнет переживать не самые лучшие времена. К сожалению, и сельхозпредприятие, некогда славившееся своими полеводами и животноводами, сегодня еле-еле сводит концы с концами, оставив некоторые поля, как и фермы, заброшенными и разбитыми.
И все же летом 2012 года в Сергушкинской основной школе был сделан капитальный ремонт. Несмотря на то, что затраты обошлись областному и районному бюджетам в немалую сумму, в общеобразовательном учреждении была проведена замена кровли, оконных блоков и дверей, а также были построены теплые туалеты. И хотя руководителям областного министерства и отдела образования, строго следившим за использованием целевых бюджетных денег, было известно, что увеличения количества детей здесь в ближайшее время не предвидится — в год рождается один-два ребенка - работы были проведены огромные. Как тогда говорило вышестоящее начальство на встрече с родителями и педколлективом, ученики, сколько бы их не было, должны учиться в нормальных условиях, даже если это касается малокомплектной школы.
Теперь одноэтажное здание, площадью свыше 900 квадратных метров, является настоящей достопримечательностью старинного села. А все потому, что, находясь в самом центре Сергушкино, школа разительно отличается от других объектов соцкультбыта. На фоне сельского Дома культуры, магазина Северного райпо и почты ее здание выглядит добротным, современным и красивым.
О комфортных условиях труда, наверное, мечтает каждый учитель. В этом плане сергушкинским педагогам здорово повезло. Вот только детей, которых они учат, с каждым годом становится все меньше. К примеру, в этом учебном году в первый класс пришли всего два малыша, а вот на следующий, 2014-й, ожидается всего один. И это после того, как весной того же года из стен школы выпустятся четыре девятиклассника. Всего же в огромном здании обучается двадцать шесть ребят, так что шума и гомона, которые присутствуют на переменах в других школах, тут немного. Наоборот, здесь тишина и спокойствие.
Педагогический коллектив Сергушкинской школы состоит из тринадцати человек. В большинстве своем это местные жители, среди них — О. М. Подлиповская, В. А. Барсуков, Е. В. Мудряков, А. Е. Поленов, С. П. Мудряков и другие. К примеру, Ольга Михайловна воспитанию детей посвятила тридцать пять лет своей жизни, Евгений Васильевич в этом году отметил серебряный юбилей, а Анатолий Евдокимович (в районе его знают как замечательного тренера) за тридцать два года педагогической деятельности подготовил целую плеяду талантливых лыжников. В один год, 26 лет назад, на работу в школу пришли В. А. Барсуков (он учитель физики) и С. П. Мудряков — учитель информатики, черчения и трудового обучения. Каждый из них в свое время учился в этой школе и вернулся сюда после окончания педагогических институтов и училищ. По сути, все они — настоящие патриоты села, потому что их земляки на вопрос о том, какая у них школа, сразу же начинают характеризовать ее работников как порядочных и уважаемых людей. Так было всегда, потому что педагоги у жителей находятся как на ладони, при этом каждый из них хорошо осведомлен о том, как и чем живут учителя.
Долгие годы школа в селе Сергушкино была средней, три года тому назад она преобразована в основную, а с середины прошлого года переведена в структурное подразделение (филиал) Кряжлинской средней школы. Постигнет ли ее участь закрытия как неперспективной и затратной (на деловом языке это называется оптимизацией) - вопрос времени. Впрочем, сейчас на уровне правительства страны и области эта злободневная проблема стала решаться иначе. А именно судьба каждой малокомплектной школы будет рассматриваться с учетом мнения как жителей сел, так и руководителей муниципальных образований.
И все-таки с окончанием каждого учебного года учителя заметно волнуются. Все понимают, что когда-нибудь да наступит тот день, когда им придется расстаться с педагогической деятельностью. Чтобы сохранить школу и свои места, шестеро из них — условные специалисты - сегодня поступили в институты на заочные отделения, чтобы получить соответствующее профессиональное образование. Кстати, с утверждением, что малокомплектная школа дает низкое качество обучения, сельские педагоги не согласны. И тому яркий пример — государственная итоговая аттестация (ГИА), на которой ученики учителя математики С. П. Рузавиной и учителя русского языка Н. И. Школьниковой, показали хорошие знания, что было отмечено в выступлении заведующей отделом образования С. Б. Милиной на августовском районном педсовете.
Нельзя умолчать и о достижениях воспитанников С. П. Мудрякова. К примеру, Марк Иванов стал победителем областного конкурса, а работы Дениса Барсукова были представлены на его персональной выставке в ЦВР. Да и сам Сергей Павлович, как педагог дополнительного образования, в прошлом учебном году был отмечен Благодарственным письмом областного эколого-биологического центра за работу и воспитание подрастающего поколения. Активное участие в конкурсах «Рукотворные чудеса», «Мастерица» и других принимают и ученицы педагога дополнительного образования Л. И. Барсуковой. Работы девочек, как и самой Людмилы Ивановны, также украшают районные выставки и отправляются в область.
А еще, как говорит директор ЦВР Т. В. Королева, здесь была успешно реализована программа «Память», главная цель которой заключается в историческом наследии и патриотизме школьников. Дело, которое сделали педколлектив и сельские ребята, благое. Потому что благодаря только их стараниям недалеко от исчезнувшего села Холодный ключ, где в мае 1919 года произошел бой между красноармейцами Чапаевской дивизии и колчаковцами, два года тому назад был установлен памятный знак.
Приятной новостью явилось и то, что зимой территория школьного двора не пустеет, как часто бывает в других учебных заведениях, а наоборот, до отказа забита сельской ребятней. На катке, который взрослые заранее заливают водой, могут находиться все, благо, что для этого в школе имеются коньки. Кстати, фигурному катанию детей учила И. Н. Цыцарева, в прошлом сама спортсменка по этому виду спорта и бывший тренер из города Орска. Она же какое-то время учила девочек акробатике и гимнастике.
Как говорят сами учителя, они стараются работать изо всех сил, потому что в маленькой деревне детям, кроме школы, пойти больше некуда. К тому же учебное заведение в какой-то степени еще является и культурным центром, где помимо воспитания подрастающего поколения положительное влияние оказывается и на некоторых родителей. Чтобы подтвердить сказанное, можно привести такой факт, что ученики Сергушкинской школы уже долгие годы не состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
Как-то довелось услышать, что нынешняя волна оптимизации — это уже вторая по счету в стране. Первая происходила в 70-х годах прошлого столетия, когда стирали грань между городом и деревней. В то время тоже закрывались школы-восьмилетки и села также назывались неперспективными. Однако потом ситуация изменилась и люди жизнью были довольны... Может быть, и эту волну стоит переждать?!..
В этом новом учебном году в первый класс пришли всего два малыша, на следующий, 2014-й, ожидается всего один. И это после того, как весной того же года из стен школы выпустятся четыре девятиклассника. Всего же в огромном здании обучается двадцать шесть ребят.
Все понимают, что когда-нибудь да наступит тот день, когда им придется расстаться с педагогической деятельностью. Чтобы сохранить школу и свои места, шестеро из них - условные специалисты - сегодня поступили в институты на заочные отделения, чтобы получить соответствующее профессиональное образование.
Ольга Маринина.