Объявления
Интервью
Больше чем медсестра...
...Когда глава района В. Н. Давыдов вручал Зое Леонтьевне Клочковой (Мошиной) нагрудный знак за заслуги перед муниципальным образованием, аплодисменты в районном зале Дома культуры не смолкали ни на минуту. Казалось, каждый, кто находился здесь 7 марта на праздничном концерте, посвященном Международному женскому дню, благодарил эту прекрасную женщину за ее доброту и милосердие.
Пятьдесят пять лет назад выпускница медицинского училища Зоя Мошина, после успешного прохождения практики в участковой больнице села Староборискино Сок-Кармалинского района, вновь отважилась приехать в наши края. Ее подруги, которые тоже получили направления, ехать во второй раз «в забытый богом уголок» наотрез отказались.
Девчонкам хватило всего нескольких месяцев, чтобы хорошо узнать, что такое ходить по бездорожью в темное время суток или нести дежурство при свете керосиновых ламп. Они нашли множество причин, чтобы устроиться на работу в оренбургские больницы. И лишь только одна Зоя Мошина, не стала пользоваться возможностью остаться в городе (ее семья после окончания войны из Соль-Илецкого района переехала в областной центр), а решилась поехать туда, где не было ни хорошего транспортного сообщения, ни других благ цивилизации...
Больше полувека прошло с тех пор, тем не менее о том «романтическом» поступке Зоя Леонтьевна не пожалела ни разу. В прошлом году она отметила 75-летие со дня рождения. Вся ее жизнь прошла на виду у северян, которые давным-давно причислили женщину к коренным жителям района.
Трудовая деятельность 3. Л. Мошиной началась 1 августа 1956 года. Получив назначение возглавить Малиновский медпункт, девятнадцатилетняя девушка, до этого не знавшая ни местных людей, ни их уклад жизни, буквально на следующий день оказалась в такой сложной ситуации, что впору можно было кричать от беспомощности и отчаяния. А беда была страшная. Люди стали жаловаться на снижение зрения и боли в глазах. Опасения молодого медика подтвердились сразу же, как только она обследовала первого больного. Это была трахома, последствия которой, если ее не выявить вовремя и не принять решительных мер, могли привести человека к полной слепоте.
Сегодня уже трудно понять, как это инфекционное заболевание могло широко распространиться в нашем районе. Но это было. Трахомой болели как дети, так и взрослые. Впрочем, чего греха таить, но высокой заболеваемости способствовали и неблагоприятные социально-бытовые условия населения. Для борьбы с инфекцией в районе начали создавать трахоматозные пункты, где медицинские работники вели большую работу по ликвидации этого заболевания. Зоя Леонтьевна до сегодняшнего дня хорошо помнит, как лечила своих больных. Как день за днем, проявляя большое терпение и выдержку, шла к ним, чтобы еще раз убедиться, что ее старания были не напрасны, что ее пациенты отныне здоровые люди, которым по силам жить, творить и работать.
Сельский фельдшер не ограничивалась обслуживанием одной Малиновки. Когда вызывали, она пешком шла в Трифоновку, в Нижнее Челяево, в другие близлежащие села и деревни. Народ, прознав про скромную и безотказную девушку, которая по первому зову бежала к ним на помощь, стал ласково называть ее «доченькой»...
Спустя шесть месяцев 3. Л. Мошина была переведена в районную больницу. Коллектив медработников тогда состоял из четырех дежурных медсестер и нескольких санитарок. Отделений в те годы еще не было, поэтому, как вспоминает Зоя Леонтьевна, в тесных, неприспособленных палатах размещались до десяти человек, причем самого разного возраста и заболеваний.
Она долгие годы трудилась с такими главными врачами, как Анна Васильевна Байда, Иван Федорович Лапынин, Михаил Иванович Калинин и Махиян Кашифович Шагеев. Эти люди, как замечает Зоя Леонтьевна, - врачи от Бога, их руки и профессионализм делали и делают невозможное, возвращая человеку самое драгоценное, что у него есть, - жизнь. На примере этих людей и советах своих родителей — бывшего фронтовика Леонтия Григорьевича и простой колхозницы Акулины Ивановны - и старалась жить наша героиня, считающая, что истинная ценность - не материальный достаток, а добрая человеческая память.
Довелось Зое Леонтьевне поработать и операционной медсестрой. Эта работа была очень ответственной. Но Мошина, с ее большим опытом, едва только взглянув на лицо хирурга, могла без лишних слов понять, какой ему нужно подать инструмент или операционный материал (салфетки, тампоны и т. д.). Впрочем, у медиков, как и в каждой профессии, были и есть свои секреты. Например, подача инструмента производится двумя способами. Сестра подает его непосредственно в руки хирурга или же подкладывает «под руку», после чего он сам берет инструмент. А чтобы рука оперирующего не дай бог не порезалась (врач в большинстве случаев не смотрит на материал, потому как занят работой), нужно проследить и за ним, и при этом неустанно наблюдать за ходом операции.
Затем была должность старшей медицинской сестры хирургического отделения, работа которой была ничуть не легче предыдущей. В обязанности Зои Леонтьевны входил контроль качества выполнения дежурными медицинскими сестрами назначений врача, соблюдения принципов лечебного режима. Ей приходилось строго следить за работой среднего и младшего медперсонала по уходу и обслуживанию больных, за сохранностью и исправностью медицинского инструментария, аппаратуры, выполнять правила приема и выписки больных и многое другое.
Несмотря на то, что работа была трудной и сложной, этот период времени для Зои Леонтьевны остался как один из самых памятных. Впрочем, ее рабочие будни нисколько не изменились. Ветеран здравоохранения работает по сей день! Она как пропадала целыми днями на работе, так и продолжает здесь находиться до самого позднего вечера. Уходить домой 3. Л. Мошина никогда не торопится. Как грустно она признается, ее там никто не ждет...
Ей бог дал познать радость материнства, она была любящей и самой счастливой бабушкой на свете. Но случилось так, что сегодня она лишена внимания и заботы близких ей людей. Теперь, по ее словам, ее семья — это соседи: Шалдаевы, Лядовы, Фроловы и другие. С этими людьми она настолько сблизилась и породнилась, что они, а также их дети и даже внуки по-праву называют Зою Леонтьевну «тетей» и «бабушкой». Особенно трогательно любит ее внук Шалдаевых Ромка, который при встрече с ней светится лучезарной улыбкой, зная, что у «бабули Зои» всегда есть для него вкусный гостинец.
На снимке:
3. Л. Мошина в молодости.