Объявления
Интервью
Восставшая из руин
Уже на подъезде к селу Староборискину издали можно увидеть величественный белостенный храм, являющийся главной достопримечательностью этой местности. Имеющий 130-летнюю историю, он стал безмолвным свидетелем целого ряда исторических событий, происходивших в стране. Да и самой церкви пришлось пережить многое: от торжественного освящения до разрушения и последующей через годы реконструкции. По долгу службы в ней принимал участие и бывший архитектор района М. Ф. Колесников. Он и предоставил газете материалы по истории храма.
Село Староборискино было основано еще при царе Алексее Михайловиче Романове. Его основателем был уроженец Пензы Борис Алексеевич Каштанов. Новое поселение расположилось на реке Камышле. Проживали в нем государственные крестьяне – мордва. Но без храма село не было селом, ведь он считался объединяющим людей началом. В те времена все основные жизненные события не происходили без участия церкви и священнослужителей, будь то рождение, заключение брака, смерть. Да и просто не посетить службу в храме в воскресный или праздничный день считалось большим грехом.
Отсюда и возникла необходимость строить церковь в разрастающемся с годами селе. И она действительно была построена в 1784 году на средства прихожан. Правда, была далеко не та, что сейчас: скромных размеров, деревянная. Ее «окрестили» в честь святых Козьмы и Демьяна.
Со временем число населения возросло, и появилась потребность в более просторном храме. В 1882 году на месте старой деревянной церкви была построена новая. Ее масштабы впечатляли. Она была каменная, большая. И по красоте и величию могла сравниться даже с городскими храмами. Из дошедших до нынешних дней воспоминаний очевидцев мы знаем, что ее колокольня была высотой в двадцать одну сажень, а колокол весил восемьдесят три пуда и имел в своем составе чистое серебро. Его звон был редкостный, разносился на тридцать верст по округе.
Новый храм вмещал до 1700 человек и имел три придела: главный – в честь святой Троицы, два других – во имя Герасима Иорданского и Козьмы и Демьяна.
Гордостью являлся и церковный хор, сложившийся под руководством священника Соловьева. Его регентом был Григорий Филиппович Анисимов. Церковные службы в то время отличались своей красотой, а сам хор не раз приглашался на праздники в уездный город Бугульму. При церкви была открыта церковно-приходская школа, которая в разное время преобразовывалась в земское училище, а также женская школа грамоты.
Всю эту благодать разрушила антирелигиозная политика послереволюционных годов, захватившая, словно лавина, всю страну. Староборискинский храм тоже не миновала чаша сия. Он был закрыт, а впоследствии разрушен. Часть церковного имущества, чтобы сберечь от поругания, разобрали по домам верующие люди.
После Великой Отечественной войны из остатков былого оплота православия решено было построить винзавод. И даже начался завоз стройматериалов. Но по причинам, достоверно теперь не известным, строительство было прекращено. Одна из версий гласит, что кассир, получивший деньги от госбанка на проведение работ, внезапно исчез вместе со всей суммой. Где скрывается истина, уже, наверное, не разобрать. Только факт остается фактом: вместо винзавода на территории бывшей церкви сделали зерносклад. А верующие люди для совершения богослужений сначала тайком собирались в домах, а впоследствии в открытом здесь молельном доме.
Такая картина сохранялась до начала 80-х годов, до того, как в Староборискино был направлен священник Леонид Петрович Антипов, который к тому же был родом из этих мест. Совесть и душа не позволили ему спокойно смотреть на разрушенную святыню. И не имея, на первый взгляд, ни средств, ни иной возможности, полагаясь лишь на Божью помощь да добрых людей, он взялся за это трудное дело. Как и в самом начале, храм начали возрождать на средства прихожан. А сам Леонид Петрович стал исполнять обязанности не только священнослужителя, но и водителя, строителя. Он сам занимался заготовкой лесоматериала. Из города был выписан кирпич, наняли бригаду строителей, чтобы восстановить храм в его первоначальном виде.
Мало кто знает, какой титанический труд пришлось приложить, чтобы дойти до момента, когда осветится и поднимется купол с крестом на вновь построенную колокольню. Вся реставрация продолжалась долгих 13 лет. И все же по истечении этого времени в Свято-Троицкой церкви состоялась первая Божественная литургия, на которой присутствовал и митрополит Оренбургский и Бузулукский Леонтий.
Снова возвысился белостенный храм над Староборискиным. Дело отца Леонида продолжает отец Макарий. В церковь стали возвращаться старинные реликвии. Так, например, икона Казанской Божьей Матери заняла свое прежнее место.
Конечно, храм, чтобы довести его до совершенства, требует еще много вложений. Но не отнять у этих стен, способных рассказать большую историю и о своей жизни, и о жизни села, того величия, присущего лишь строениям, прошедшим многое и возродившимся, благодаря целеустремленным людям, словно птица Феникс из пепла.
Татьяна РИПОВА