Объявления
Интервью
Непреложные ценности
2 апреля отмечается Международный день детской книги. Этот праздник впервые начали отмечать в 1967 году. Инициатива принадлежала Международному совету по детской книге. Этим учредители хотели подчеркнуть важную роль литературных произведений в воспитании и развитии юного поколения.
Дата праздника была выбрана не случайно: 2 апреля – день рождения великого писателя – сказочника Ганса Христиана Андерсена, который внес большой вклад в детскую литературу. Кстати, как самостоятельное направление детская литература появилась сравнительно недавно. Еще в 17 веке дети читали то же, что и взрослые. Основными книгами для детского чтения были Библия, басни Эзопа и немногие другие.
В 18 веке этот список значительно расширился благодаря «Робинзону Крузо» Д. Дефо и «Путешествию Гулливера» Дж. Свифта. Были популярны и восточные сказки, например, «Аладдин», «Али-Баба и сорок разбойников», «Путешествия Синдбада-морехода». И хотя эти произведения не были напрямую предназначены для детей, все же юные книголюбы с удовольствием зачитывались ими. Позже появились сказки братьев Гримм и Андерсена. В России для детей писали С. Аксаков, А. Шишков, А Погорельский и другие. Постепенно детская литература заняла свою нишу в ряду художественных произведений.
В советское время, да и сейчас, появилось немало талантливых писателей, перу которых принадлежит множество замечательных и всеми любимых детских книг: «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Денискины рассказы» В. Драгунского, стихи А. Барто, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова и многие-многие другие. Не одно поколение детей выросло на них. Наверное, большинство из ныне взрослых людей любило и любит книги. Чтение было одним из самых распространенных способов времяпрепровождения. Оно звало за собой в интересный мир сказок и приключений.
Сейчас, как это ни печально, книга сдает свои позиции. Новые технологии идут вперед семимильными шагами, увлекая за собой и людей. И нужно приложить немало усилий, чтобы объяснить ребенку, что читать книгу – не менее интересно, чем играть в компьютерную игру. Но безоговорочно утверждать, что читать наши дети перестали совсем, тоже было бы несправедливо. Книги все еще интересуют ребят. Просто у каждого возраста свои предпочтения. И взрослым важно помочь ребенку не потерять ниточку этого интереса.
Этим заняты и работники детской библиотеки. По словам заместителя директора по работе с детьми Ольги Николаевны Куманеевой и библиотекаря Ольги Валентиновны Прохоровой, на сегодняшний день у них около 700 читателей. Все дети – разного возраста. Самые маленькие - дошколята. Их 53 человека. Впервые они приходят в библиотеку, как правило, на экскурсию вместе с воспитателями детского сада. И тогда надо видеть, как у них загораются глаза при виде множества интересных книг! Некоторые из малышей возвращаются сюда уже с родителями, чтобы взять домой для чтения понравившуюся книгу. Наверное, многое здесь зависит от взрослых, которые должны не упустить этот интерес, а развивать его дальше.
Как заметили работники библиотеки, тяга к чтению сохраняется и у ребят постарше – 7-11 лет. Они с увлечением читают и произведения по школьной программе, и помимо нее. А вот уже у более взрослых учеников, как показывает практика, на первый план выступают другие занятия: они ограничиваются лишь учебными требованиями, дополнительную литературу читают единицы.
Хотя со своей стороны библиотекари делают все возможное, чтобы заинтересовать ребят: проводят индивидуальные беседы, знакомят с новинками, дают рекомендации по выбору книг. Развитию интереса к чтению способствуют и мероприятия, проводимые здесь. Например, «Волшебная страна Перро» к 385-летию писателя, к 140-летию М. Пришвина, к 100-летию С. Михалкова и многие другие. Как правило, подобные встречи не проходят впустую. Дети, заинтересованные творчеством известных литераторов, не уходят отсюда без книг.
Всего в фонде детской библиотеки более 7 тысяч книг. Это художественная литература, естественно-научная, справочная и т. д. Правда, поступление новых экземпляров оставляет желать лучшего. За прошлый год было получено всего 55 книг, за несколько месяцев этого – 34.
Каким же произведениям отдают предпочтение наши дети? Больше всего их интересуют современные авторы. Например, Тим Собакин, С. Махотин, Н. Витчер, Э. Портер. Скорее всего, многие из них большинству родителей даже не знакомы. Значит, это повод почитать вместе с детьми, тем более, что личный пример – самый лучший. А заодно вспомнить и старые добрые книги, над которыми время не властно, ведь они учат добру, дружбе, справедливости. Тем истинам, что не теряют свою ценность в любые времена.
Книги на все времена
1. Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц.
2. Марк Твен. Приключения Тома Сойера.
3. Вениамин Каверин. Два капитана.
4. Николай Носов. Приключения Незнайки и его друзей.
5. Александр Волков. Волшебник Изумрудного города.
6. Виктор Драгунский. Денискины рассказы.
7. Льюис Кэрролл. Алиса в стране чудес.
8. Астрид Линдгрен. Малыш и Карлсон, который живет на крыше.
9. Гавриил Троепольский. Белый Бим Черное Ухо.
10. Алан Александр Милн. Винни-Пух.
Татьяна РИПОВА