Объявления
Интервью
Здесь дышится легко, здесь мира чистота
Как признается руководитель ГБУ «Северное лесничество» А. С. Константинов, если бы он знал, что работа лесничего будет такой ответственной и хлопотной, то никогда бы не выбрал эту профессию. Но тогда, в семьдесят восьмом году, Александр Степанович был убежден, что в лесном хозяйстве он сможет спокойно проработать до самой пенсии. Считал так потому, что его родители, сельские учителя, почти все свое время проводили в Аксенкинской средней школе, подчас забывая и про себя, и про домашние дела...
Как бы там ни было, но с того дня, как Александр Степанович стал лесничим, прошло тридцать пять лет. Теперь это уже солидный трудовой стаж, а потому, наверное, менять что-либо в своей жизни он уже точно не будет.
Вот об этом, а также о человеческом безразличии и реорганизации лесных служб — наш разговор с А. С. Константиновым.
- Александр Степанович, весенний и летний периоды, как самые пожароопасные, прошли. Получается, что сегодня работники лесного хозяйства могут вздохнуть с облегчением?
- Не совсем так. Наши леса, занимающие площадь 43 484 га, всегда требуют повышенного внимания. И это при том, что в нашем штате числятся всего четыре участковых лесничих и три инженера, не считая главного бухгалтера и механика. Хочу заметить, что наше государственное бюджетное учреждение находится в десятке лучших лесхозов области.
- Как Вы считаете, люди сами виноваты в пожарах?
- А кто же? Пожары, как и несанкционированные свалки, возникают не просто так, а только по вине человека. К счастью, такого пожара, который произошел в 2011 году и пострадал лесной массив на площади 33 гектара, не было уже два года. Наши работники этого просто не допускают. Хотя, конечно, были степные пожары, но их быстро локализовали.
Охранять леса стало труднее еще по той причине, что огромные площади земель, принадлежащие бывшим колхозам, сегодня остаются необработанными. А это что мина замедленного действия: бросил непотушенную спичку или окурок, и сухие поля, да еще при сильном ветре, быстро охватываются огнем.
За всем уследить просто невозможно. Да и как, если сегодня за каждым лесничим закреплена территория, которая еще лет десять тому назад была в несколько раз меньше.
- Но сегодня Северное лесничество располагает современной мобильной техникой?
- С недавнего времени да. Теперь мы имеем шесть автомобилей, оснащенных системой спутникового мониторинга ГЛОНАСС, что позволяет в реальном времени вести эффективный контроль за перемещением транспорта лесных хозяйств. На средства областного бюджета был приобретен малый лесопатрульный комплекс. Имеем один автомобиль АРС, переоборудованный из пожарной машины. Эту авторазливочную станцию нам выделила районная администрация в прошлом году, как и денежные средства для патрулирования лесов в связи с высокой пожароопасностью. Также мы вышли с ходатайством перед муниципальной властью о выделении нам дополнительного автомобиля для патрулирования лесов.
- С 2008 года произошло разделение государственных органов лесного хозяйства на управляющие и хозяйствующие. На Ваш взгляд, нововведения улучшили или, наоборот, ухудшили материальное состояние лесхоза?
- Все, как говорится, познается в сравнении. Помню, когда я работал лесничим в Русско-Кандызском лесничестве, у меня в подчинении находилось до 20 человек. Теперь же там работают всего два: Ю. В. Еремеев - лесничим в государственном бюджетном учреждении, а В. Н. Брызгалов - мастером в государственном унитарном предприятии. Так и на других участках. Надо признать, что с разделением государственных органов мы потеряли хороших квалифицированных специалистов. Да и те, кто трудится сегодня в лесном хозяйстве, надо признать, держатся буквально на чистом энтузиазме. Потому что зарплата лесничего с 25-летним стажем составляет от 10 до 12 тысяч рублей, а молодого специалиста — 7 тысяч.
С другой стороны, на оснащение лесопожарной службы из федерального бюджета стали поступать значительные субсидии. А это несколько десятков миллионов рублей в год. Немалые финансовые средства выделяет и областное правительство.
- В области не первый год проходит акция «Миллион деревьев». А сколько в нашем районе за этот год было посажено саженцев?
- План, доведенный из Министерства по посадке саженцев, мы перевыполнили. Только в одном Секретарском лесничестве мы их посадили на 30 га (на 1 га приходится 4 тысячи саженцев).
- Ваши планы на перспективу?
- С 1 января 2014 года нас ждет очередная реорганизация. На этот раз государственное бюджетное учреждение станет казенным. Хорошо это будет или нет — покажет время. Пока же мы работаем, делая все возможное, чтобы лесная нива приумножалась и была рационально использована. Рад за В. В. Петякина и В. В. Хаерова. Накануне нашего профессионального праздника они получили Благодарственные письма министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области.
В преддверии профессионального праздника, Дня работников лесного хозяйства, хочется отметить и других лесничих: Ю. В. Еремеева, С. В. Фролова, И. И. Сафронова, а также всех ветеранов и пенсионеров организации, для кого лес было не просто работой, а делом всей жизни.
На снимке:
Традиционным является проведение акции «Миллион деревьев», которая направлена на озеленение территории, улучшение экологии, воспитание у граждан бережного отношения к природе. В рамках данной акции во всех административных районах области в течение 2011-2013 годов было высажено более 3,8 млн. саженцев.
Ольга Маринина.