Объявления
Интервью
Память через поколения
Отец Александр, бывший настоятель церкви Михаила Архангела села Середневка (ныне Трифоновка), в 30-х годах дважды подвергался аресту органами НКВД. И если в первый раз сотрудники ведомства «железного Наркома»
даровали ему жизнь — осудили на три года и выслали в Сибирь, то спустя несколько лет они, по своему решению, ее и отобрали. Смертный приговор был вынесен за то, что священник не отрекся от христианских заповедей.
Наверное, мало кто из жителей района знает о том, что нынешнее село Трифоновка в старину называлось Середневкой. А именовалось оно так потому, что первым, кто облюбовал глухие и привольные места, был некий Трифон, житель бывшей Сок-Кармалы. Перебравшись сюда примерно в 1720-1730 годах, позвал за собой и двух братьев — старшего и младшего. А так как он был средним братом, то и село стало зваться Середневкой.
Вот сюда, в Середневку, в 1915 году и был направлен священником в приход Михаила Архангела А. К. Петров. К тому времени у Александра Константиновича (его родина — город Кинель-Черкассы Самарской губернии) была учеба в Оренбургском духовном училище и служба в одной из церквей города Бугуруслана. В село прибыл вместе с семьей: женой, Лидией Павловной, и сыновьями Павлом, Константином и Вадимом. Как свидетельствуют данные метрической книги, к своим обязанностям отец Александр приступил 6 марта.
В 1917 году в семье Петровых родилась дочь Антонина, позже — сын Анатолий.
* * *
Отец Александр был человеком редкостной доброты и отзывчивости, верой и правдой исполнял все священные обряды. Он любил людей и помогал им. Когда в Трифоновке распространились сначала брюшной тиф и цинга, а затем вспыхнули оспа и корь, он был рядом с ними. Проводил службы, где утешал скорбящих, утверждал в вере сомневающихся, а также наставлял их на путь спасения.
Его семья жила небогато, тем не менее продукты, которые приносили прихожане в церковь, он всегда раздавал нуждающимся.
Помнят старожилы и двадцатые годы, когда из-за жестокой засухи и последующего голода люди умирали целыми семьями. Чтобы остановить трагедию, отец Александр обратился за помощью в Сок-Кармалу, где к тому времени были открыты столовые для голодающих. Его просьба была услышана, и вскоре в Середневке начали кормить сначала детей, а потом и взрослых. Его помощь тогда спасла жизнь многим сельчанам.
* * *
В 1929 году начались гонения на духовенство. Незаслуженные обвинения в свой адрес от новой власти стал получать и А. К. Петров. Четырнадцать лет он сохранял приход, пока однажды, в предпраздничный день Вознесения, он не увидел приближающуюся повозку...
До сих пор неизвестно, как отцу Александру удалось убедить сотрудников спецотдела, чтобы они дали ему возможность отслужить литургию. Но, видимо, они и сами знали, какой это порядочный человек, поэтому разрешили провести ему службу. И на следующий день по всей Трифоновке прозвенел колокольный звон. Последний раз читал проповедь своим прихожанам священнослужитель. Последний раз он говорил им о настоящем и будущем...
Прежде чем в Трифоновке навсегда закрыли церковь, прихожане успели вынести священные книги и иконы. Среди них была и икона Иверской Божьей Матери, которая сегодня находится в Храме Димитрия Ростовского в районном центре.
* * *
По данным репрессивных органов, в 1923-1924 году в России было арестовано 2 469 священнослужителей, а в 1931-1932 годах - 19 812. Страдали все — православные и католики, лютеране и протестанты, баптисты и меннониты, последователи ислама и буддисты.
По сфабрикованному процессу была закрыта Киево-Печерская Лавра, Данилов монастырь и многие другие церкви. 19 мая 1932 года в 4 часа утра Оренбург разбудил мощный взрыв. Военные саперы по приказу сверху начали разрушать красавец Казанский кафедральный собор. Полностью уничтожить его удалось только через четыре года!
Представители духовенства были арестованы, а позже высланы на Север и в Сибирь. Как правило, обвинения им выдвигались самые нелепые и необоснованные - «за антисоветскую агитацию» и «как социально чуждый элемент». К сожалению, многие из них были растреляны.
Александр Петров, по решению тройки ОГПУ, был осужден на три года по статье 58-10. Наказание отбывал в лагерях Сибири. Скорее всего, он находился на спецпоселении в Томской области.
Сельская церковь в Трифоновке была разрушена в середине 60-х годов. До этого в ней находился склад для хранения зерна. В 2007 году на ее месте были поставлены крест и оградка.
* * *
Матушка Лидия, после того как отца Александра арестовали, переехала в город Бугуруслан, откуда была родом. В Трифоновке ей и ее детям делать было нечего. Да и как им было жить дальше, если Петровы оказались на улице - дом отобрала советская власть.
В Бугуруслане семью приютил священнослужитель Спасско-Вознесенского Собора Митрофан Петров, который через пару лет сам попал в маховик репрессий.
Все три года, что находился в ссылке Александр Константинович, его семья терпела страшные унижения. Матушка Лидия никуда не могла устроиться на работу, потому что жен репрессированных священников никуда не брали. Не могли где-либо учиться и дети. И все-таки Петровы выжили. В 1933 году к ним вернулся Александр Константинович.
Отпуская на волю отца Александра, органы власти приказали ему отказаться от твердых исповеданий веры в Бога. Иначе, говорили они, последует более суровое наказание. Так, в общем, вскоре и получилось.
С отца Александра до сих пор не сняты все обвинения. Он по-прежнему считается репрессированным, потому что никаких документов о его расстреле в сызранском овраге нет. Следовательно, неизвестно место его захоронения. Поэтому, как утверждает отец Сергий, настоятель Храма Димитрия Ростовского в Северном, А. К. Петров не может быть канонизирован, что позволило бы его причислить к лику местночтимых святых земли оренбургской.
* * *
Впервые об отце Александре в районной газете «Северная звезда» было рассказано в 1995 году. Тогда-то корреспондент газеты Татьяна Мельникова и поведала всем читателям о его трагической судьбе. И если для некоторых из них эта статья была обычной, ни о чем не говорящей публикацией, то для других, в особенности для жителей Трифоновки, - светлой памятью о человеке, который для них являлся источником духовных идеалов.
Статью Т. Мельниковой В. В. Маврина получила через родственника, проживающего в городе Бугуруслане. И все эти годы правнучка А. К. Петрова — Валерия Маврина, проживающая в Швеции, в городе Стокгольме, - искала и самого автора статьи, и документы, делая запросы в архив районной администрации. К поиску давней истории подключилась и Т. В. Королева, директор Центра внешкольной работы.
И вот в июле этого года Валерия Владимировна, внучка Павла Александровича Петрова, старшего сына священника, приехала в наш район с целью увековечить память своего прадеда — отца Александра. В Трифоновке, где она побывала и встречалась с жителями села и отцом Сергием, она хочет построить часовню. Строительство, как заверила гостья, будет вестись на ее сбережения и деньги ее родственников. Хотя, если кто-то из жителей или уроженцев села захочет внести свою посильную лепту в возрождение духовного центра села, любая материальная помощь будет приниматься через специальный счет, открытый в Сбербанке России.
* * *
Как реликвию хранили и передавали из поколения в поколение фотографию отца Александра жители села Трифоновка. Долгое время она находилась у М. И. Сардиной, затем — у ее сына Ивана Андреевича. Теперь же, по прошествии почти ста лет, она передана В. В. Мавриной.
*В прошлом году Храму села Староборискино исполнилось 150 лет.
*Совсем недавно в селе Каменногорское, в здании бывшего детского сада, открылась молельная комната. А в селе Аксенкино на следующий год намечается строительство церкви.
* Архиепископ Дионисий (в миру Дмитрий Дмитриевич Прозоровский) родился в селе Сок-Кармала (ныне с. Северное) 6 августа 1870 года. Его отец был священником церкви Михаила Архангела. Несколько раз архиепископ Дионисий подвергался арестам. Отбыл срок в Сибири, а позже, в тридцать седьмом году, был расстрелян за то, что остался верен своим убеждениям.
Ольга Маринина.