Главная Кроме того На родной земле

На родной земле

26.03.2013
На родной земле

Еще несколько столетий назад наш край представлял собой необжитые бескрайние поля и леса, пересекаемые пусть небольшими, но полноводными реками. Заселение оренбургских земель происходило разными людьми и по разным причинам. Сюда устремлялись беглые крестьяне, искавшие свободы, преследуемые раскольники. Новые земли государство жаловало отставным военным, отличившимся в службе. Так образовывались новые поселения, разраставшиеся со временем до крупных сел.

Земли Бориса Мертвого

Как указывают архивные источники, село Каменногорское было образовано в 1762 году. Его основателем стал капитан Шешлинского драгунского полка Борис Федорович Мертваго, купивший у башкир обширный участок земли по реке Большой Кандыз, где и расселились крестьяне. Новая деревня получила название «Мертовщина» по фамилии владельца. Свое нынешнее название оно приобрело сравнительно недавно – в начале 60-х годов 20 века.

Поначалу пахотных земель не хватало. Поэтому людям приходилось корчевать леса. Работу эту делали вручную, труд был очень тяжелым: сначала подрывали коренья, обрубали их, к дереву привязывали веревки и валили его на землю. Затем убирали сваленные деревья и корни, а уже потом приступали к распашке. Выкорчеванный лес позволяли забрать работникам для строительства и на дрова. В первые годы освободившийся участок земли давал хороший урожай.

А сеяли в то время много: рожь, пшеницу, овес, гречку, просо, лен, коноплю. Но работа людей не пугала, ведь для крестьян это был единственный источник существования.

Жили, как правило, большими семьями. Сообща и с работой было справиться легче. Ведь крестьянский день начинался вместе с зарей и заканчивался с последними догорающими лучами солнца. Готовили землю под посев, сеяли и ухаживали за всходами, заготавливали корм для скота. Результат работы часто зависел от погодных условий, и не всегда земля-кормилица была благосклонна к людям…

Вечера сельских жителей тоже не проходили в праздном отдыхе. При свете лучин женщины пряли, вязали, ткали, а мужчины плели лапти, крутили из лыка веревки. В домах крестьян имелись простенькие ткацкие станки. На них и создавали немудреные ткани из шерсти, льна, конопли.

Были среди сельчан и мастеровые люди: кто-то шорничал, другой делал полозья, тележные колеса, деревянные бороны. Особым почетом на селе пользовался кузнец: много вещей, необходимых в быту, мог изготовить благодаря своему ремеслу. Уважали и тех, кто валял валенки. Эта обувь в те времена считалась роскошью и надевалась только в особых случаях – сходить в гости или церковь. Часто из бережливости до церкви доходили в лаптях, а уж там переобувались.

Рождаемость в те далекие времена была большой, но и смертность немаленькой. Дети умирали от простуды, оспы, кишечных инфекций. Да и как могло быть иначе, ведь о больницах тогда не слышали, как и об элементарных нормах гигиены. Печи топили по-черному, в избах были дым и копоть. Отсутствовали теплые сараи, поэтому зимой новорожденных телят и ягнят заносили в дом. В таком соседстве и росли дети.

Жители Старой Мертовки принадлежали барину. Три, а иногда и больше дней в неделю они должны были отработать на него. Помещику же принадлежали и земля, леса, луга, вода. Объездчик строго следил, чтобы «барское добро» не растаскивалось крестьянами.

После смерти Бориса Мертваго остались его жена Марфа Михайловна и дети. В 1798 году на средства помещицы в Старой Мертовке была построена церковь. Возводили ее из песчаных блоков, а в известковый раствор для крепости добавляли куриные яйца.

Храм был освящен во имя Преображения Господня. Он вмещал 400 человек. Приход состоял не только из жителей Старой Мертовки, но и, кроме этого, соседних Ружеевки, Михайловки, Николаевки, Грековки, Коноваловки, Васильевки.

Гораздо позже, в 1867 году, при церкви было открыто земское училище, где обучались 20 мальчиков и 6 девочек. Науки преподавал священник Павел Иванович Никитин. В разные годы школа прекращала работу и открывалась вновь, менялись учителя. Но все же почти до самой революции сельская школа продолжала существовать.

Последним помещиком в Старой Мертовке был М. Д. Мордвинов. В селе он жил мало, наведывался лишь изредка, примерно раз в год. Все дела в имении вел управляющий. После революции Мордвинов покинул страну, поместье было разграблено, а барский дом на несколько лет стал четырехлетней школой.

«Все колхозное – все мое»

Поначалу крестьяне радовались переменам в стране, ведь каждый получил землю в собственность. Но вскоре тружеников ждало новое испытание – коллективизация. Так началась еще одна страница в истории села Каменногорское – жизнь в колхозе.

Первым председателем стал присланный тридцатитысячник Лазутин. Человек городской, в сельскохозяйственном труде несведущий, он часто делал досадные для производства ошибки. Да и сами новоиспеченные колхозники подчас не знали, как выстраивать работу. Согнали скот: коров, лошадей – да вот специальных помещений для них не было, кормов не хватало. Землю обрабатывать тоже было сложно, технику государство еще не поставляло. Колхозники пахали на лошадях, выходили на работу с косами, серпами, цепами. Но выдержали труженики и это испытание. Постепенно коллективное хозяйство стало набирать силу. За трудодни люди получали пшеницу, просо, горох. В тридцатых годах стала появляться техника: тракторы, грузовички, при МТС – комбайны. И пусть тогда они были тяжелыми, неуклюжими, все же в уборке хлеба очень помогали.

Развивалось и само село. Так, в 1938 году в Старой Мертовке был открыт детский сад, строились дороги и мосты. А в 1940 году были проведены телефон и радио.

Все для фронта, все для победы!

В начавшую налаживаться жизнь ворвалась война. Весть о ней разлетелась по селам мгновенно. В колхозе состоялось собрание, на котором вызвалось много добровольцев для отправки на фронт. Почти ежедневно провожали кого-то из села или ближних поселков. К концу 1943 года были мобилизованы почти все трудоспособные мужчины. Остались лишь старики, женщины и дети. На них и легла вся работа в полях и на фермах. Выполняя двойную и тройную нагрузку, они прилагали все усилия, чтобы сдать хлеб и мясо по плану, обеспечивая фронт. Работали в тяжелейших условиях, не хватало техники и лошадей. Для перевозки зерна приспосабливали даже своих коров.

Питание тоже оставляло желать лучшего. Выручал собственный огород. В ход также шли свекольные листья, конский щавель, крапива. А уж про лебеду и говорить нечего, ее и найти было трудно - сразу обрывали. Кроме всего, государству нужно было сдать обязательный продналог: 40 кг мяса, 100 яиц, 11 кг топленого масла. Понятно, что еды для семьи оставалось мало: «Все для фронта, все для победы!»

А между тем в село часто приходили похоронки, изредка возвращались домой искалеченные войной солдаты. И все же, несмотря на трудности, люди не теряли надежды на лучшее, работали, приближая тем самым победу. Подростки участвовали в ремонте помещений для колхозного скота, в заготовке кормов и подвозе их к фермам. Старшеклассницы осваивали работу доярок, телятниц. Девушки постарше управляли колесными тракторами. Первые трактористки Е. Д. Фомина, А. В. Макарова, А. И. Егорова и другие выполняли и перевыполняли поставленный перед ними план.

По возможности сельчане вносили личные средства на вооружение армии. Так, Г. Д. Ульянов на эти цели сдал 45 тыс. рублей и 1 центнер меда, С. Н. Макаров – 10 тыс. рублей.

В трех километрах от Старой Мертовки, на базе лесного кордона, был организован детский дом для эвакуированных детей. Они были обеспечены в полной мере продуктами питания, одеждой, обувью. Детский дом работал и после войны, затем его перевели в Бузулук.

Всего за годы войны с Каменногорского сельсовета на фронт ушло 634 человека, из них погибло 364, вернулось 222, 47 пропали без вести.

Мирная жизнь

После завершения войны в колхоз стали поступать трактора, комбайны, другая техника. Возвращались с фронта опытные механизаторы, знающие свое дело. Соскучившиеся после долгого ратного труда по земле, люди с воодушевлением принимались за дело. Деревня стала вставать на ноги.

Колхозное производство развивалось. Стали строить новые помещения для скота, кирпичные, с навозоудалителями. Год от года росло поголовье КРС и свиней. Все имеющиеся поля засевали полностью, вовремя обрабатывали и убирали. Очень хорошо было налажено птицеводство, пчеловодство.

В 1963 году колхоз имени Баумана возглавил председатель Виталий Александрович Димитрюк. Годы его работы, пожалуй, можно назвать расцветом для этого хозяйства. По воспоминаниям его современников, тогда пополнялся машинно-тракторный парк, строились фермы, зерносклады, гаражи для техники, мельница и многое другое.

На месте прежней церкви в центре села решено было поставить клуб. Когда трактор рыл траншею под фундамент, то наткнулся на склеп с захоронением. Кто покоился в той могиле, неизвестно. Знали только, что рядом с церковью хоронили церковных служителей и членов помещичьей семьи.

Позже, к 35-летию Победы в Великой Отечественной войне, рядом с клубом был установлен Обелиск Памяти. Комплекс представлен фигурой матери, скорбящей о гибели своих сыновей, стеной Памяти с фамилиями погибших земляков и Вечным огнем.

С годами близлежащие поселки постепенно прекратили свое существование. Фомичевка, Егорьевка, Воздвиженка, Заглядовка, Ровно, Каменка и другие навсегда распрощались со своими жителями. На сегодняшний день муниципальное образование Каменногорский сельсовет представлено лишь двумя поселениями – Каменногорским и Павловкой. Общая численность населения – 322 человека (а ведь когда-то на фронт отсюда уходило вдвое большее количество мужчин). Из социальной инфраструктуры здесь есть основная школа, ФАП, почтовое отделение, несколько магазинов и сельский Дом культуры. Гордостью художественной самодеятельности является фольклорно-этнографический ансамбль «Сударушка».

Колхоз имени Баумана, просуществовавший почти семьдесят лет, давно остался в прошлом. Сейчас на его землях работают два предприятия – ООО «Раздолье» и  ООО «Северная Нива». Не только в Каменногорке, но и по всему району осталось совсем мало таких людей, кто, как и их предки, способен вести единоличное хозяйство, работая от зари до зари, трудясь на родной земле.

Татьяна РИПОВА

Комментарии (0)

архив новостей