Главная Кроме того Медицина: одно качество для всех

Медицина: одно качество для всех

23.07.2013

Так уж повелось, что мы с недоверием относимся к переменам, ко всему новому, что меняет привычный уклад жизни. Взять хотя бы медицину…

Для чего нужна реформа?

– Знаешь, когда медицину ругать перестанут? – говорит мне знакомый врач (известный, кстати, доктор, заслуженный). – Когда к каждой бабе Дусе, живущей в глухом селе, будет приставлен персональный врач или как минимум фельдшер. Вот оно – счастье! Хотя ежу понятно, что так никогда не будет. А поэтому медицина заведомо обречена на критику и недовольство. Особенно в условиях, когда проблем у системы много, а денег на их решение мало. То, что в последние годы в здравоохранение реально вкладывали миллиарды и миллиарды рублей, конечно, здорово. Но всех проблем это не решило. Нужны новые капиталовложения. А вместе с этим нужно менять в сознании людей представление о том, что такое современная качественная медицина.

А вот с этого места, как говорится, поподробней... На самом деле, по вопросу о том, какая медицина нужна России и как она должна быть организована, проходит своего рода «водораздел» между мнением государства и общества.

Государство считает, что социальная сфера должна удовлетворять не абстрактное желание общества лечиться хорошо и много, а конкретную его потребность в качественной медицинской помощи. Проще говоря, лечить чирей в круглосуточном стационаре совсем не обязательно. В этом неприятном деле вполне хватит квалификации сельского фельдшера. А вот с сердечком – пожалуйте в ЦРБ, где есть диагностика, кадры, оборудование, лекарства.

В свою очередь общество активно ностальгирует по тем временам, когда в каждом селе был ФАП, в крупном поссовете – участковая больница, а в райцентре – конечно, ЦРБ. Общественное сознание не хочет брать в расчет, что времена изменились. Что содержать такую огромную ветшающую инфраструктуру не под силу ни одному бюджету. Что доступность лекарственных средств во многом решает проблему лечения несложных заболеваний. Что койки в участковых больницах нередко загружены на 20-30 процентов, и даже в районных больницах нагрузка на койко-мест не превышает в среднем 75 процентов. И невысокая зарплата врачей и медсестер – это тоже во многом следствие нерационального распределения бюджетных денег.

- Сегодня вопрос стоит ребром: или мы содержим огромную махину из многочисленных больниц, где на пятерых работников и 10 коек 3 пациента, либо переводим недогруженные учреждения в режим дневных стационаров и платим нормальные деньги врачам, фельдшерам и медсестрам, – настаивает мой собеседник. – Хорошая зарплата поможет повернуть поток выпускников медакадемии в наши больницы и в сельские поликлиники, а выпускников медучилищ - в ФАПы. И тогда люди, наконец, поймут, что и без участковой больницы доктор всегда рядом, он всегда придет на помощь – выслушает, вылечит, подскажет, пожалеет.

Впрочем, пока этих аргументов люди не слышат. Или попросту не знают. У нас же в России как происходит? Приняли кабинетное решение, спустили его по вертикали, время на осмысление и разъяснительную работу не дали, а за выполнение уже отчитайся! В итоге получается, что привычные формировавшиеся годами реалии вдруг меняются. И у людей возникают вопросы: а почему нас не спросили, а почему никто не объяснил, для чего это делается?

Поэтому возьму на себя смелость хотя бы отчасти восполнить эти пробелы.

Так для чего же нужна реформа здравоохранения и оптимизация учреждений? По мнению специалистов, ответ очевидный:

– Цель преобразований сделать так, чтобы каждый оренбуржец, независимо от того, где он живет, в городе или в селе, был всегда обеспечен качественной медицинской помощью, – говорит заместитель министра областного здравоохранения Юлия Эдуардовна Болтенко. – Чтобы каждая бюджетная копейка, направленная в здравоохранение, работала на здоровье людей. И не надо говорить людям и про абстрактную бюджетную эффективность. Надо четко объяснять, что полупустая круглосуточная участковая больница – это отсутствие достаточного количества машин «скорой» медицинской помощи и мизерная зарплата врачей. Это как закон сообщающихся сосудов – если где-то прибыло, то где-то обязательно убыло. Бюджет не резиновый, чтобы и зарплату врачу поднять, и новый диагностический аппарат в ЦРБ купить, и по 10 круглосуточных коек в каждом селе содержать. На что-то обязательно не хватит.

Арифметика в медицине

Точная, не знающая сантиментов математика и эмоциональная, сострадательная медицина – вещи, конечно, трудносовместимые. Поэтому разговор о деньгах там, где речь идет о здоровье человека, всегда выглядит каким-то неуместным. И в этом, по мнению многих, главная причина неприятия преобразований в здравоохранении. Одна сторона не хочет слышать аргументов, другая – не торопится их озвучивать. А где-то посередине – политические спекулянты, которые ради своекорыстных интересов обманывают людей, играя на их привычках. Между тем, за медицинской помощью мы обращаемся к докторам, а не к этим политиканам. Поэтому давайте ближе к делу. А точнее – к цифрам и фактам.

Во-первых, на одном из недавних брифингов министр здравоохранения области публично заявила: количество медицинских учреждений в Оренбуржье остается прежним. Количество не сокращается! Да, меняется статус и режим работы некоторых учреждений. Например, ряд участковых больниц переводятся во врачебные амбулатории. При этом в самых удаленных от райцентров населенных пунктах участковые больницы с круглосуточным стационаром будут сохранены.

Основной же акцент делается на работу врачебных амбулаторий. Это медицинское учреждение, которое ведет прием пациентов в учреждении и на дому. Главная их задача – оказание доврачебной и первичной врачебной помощи по таким направлениям, как терапия, хирургия, стоматология, а где нужно - и педиатрия, акушерство, гинекология. В планах министерства здравоохранения – организация более 150 врачебных амбулаторий, десятков участковых больниц, более 970 ФАПов.

Кстати, по ФАПам – тема отдельная. Их действительно за последние два года сократили на 60 учреждений. Но за каждой цифрой – своя история. Вот, к примеру, в Акбулакском районе закрыт ФАП в селе Новомарьевка, где живут 15 человек. В селе Юрьевка – 16 человек. В селе Харьковка – 12 человек. Первомайский район: закрыт ФАП в поселке Долинный с населением три человека. И закрыты эти медучреждения даже не потому, что людей живет мало, просто фельдшеров там давно нет и заманить туда специалиста ну просто нереально.

В целом же инфраструктура областного здравоохранения сохраняется, а медицинские услуги становятся доступней. Меняется только формат работы системы здравоохранения. Вся разница в том, что полежать, подлечиться можно будет только в центральных районных, городских и областных больницах – там, где есть врачи-специалисты, современное диагностическое оборудование, полный уход и все необходимые медикаменты. «Пансионатов» на базе участковых больниц, где нередко из 10 коек заняты от силы 4, а чтобы УЗИ сделать, надо все равно в центр ехать, станет гораздо меньше. Современная медицина просто не может позволить себе лечить все болячки аспирином на основании показаний градусника.

Без помощи никто не остается

Главное же в реформе здравоохранения то, что даже самые малые населенные пункты, в том числе те, где жителей становится все меньше, не останутся без медицинской помощи. В них первую доврачебную медицинскую помощь будут оказывать так называемые домовые хозяйства. Эту форму медицинского обслуживания станут применять только там, где действительно сложно развернуть работу ФАПа.

– В домовом хозяйстве, выбранном с учетом пожеланий жителей, устанавливается телефонная связь с фельдшерско-акушерским пунктом или с участковой и центральной районной больницей для вызова медицинских работников или бригады скорой медицинской помощи, – объяснили нам в областном министерстве здравоохранения. – Здесь есть сумка-укладка для оказания первой помощи и пособия по ее оказанию при различных состояниях. Люди, принявшие на себя обязательства по оказанию помощи односельчанам, проходят специальное обучение для оказания первой помощи при различных неотложных состояниях и внезапных заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью. По сути, они делают то же, что и в большинстве ФАПов, но первая их задача все же – вызывать скорую медицинскую помощь или специальные службы.

По закону

Реформа здравоохранения не обходит стороной и те учреждения, где оказывается круглосуточная стационарная помощь. При этом законом определено, что стационарная медицинская помощь может быть только специализированной.

Об этом в своем ежегодном докладе говорил даже губернатор Оренбургской области Юрий Берг.

– Жители области должны лечиться в комфортных условиях, на современном оборудовании и у нужных специалистов, - считает глава региона, и с ним трудно не согласиться. – Помощь должна оказываться там, где есть все гарантированные государством условия – на базе районных, городских и областных медицинских центров. Для поддержки нормального самочувствия людей и контроля за ним, должны бесперебойно работать ФАПы и мобильная служба «скорой» помощи. Чтобы, если это возможно, – помочь на месте. Если требуется госпитализация – оперативно доставить в ближайшую больницу.

На сегодня охват сельских населенных пунктов бригадами скорой медицинской службы в области составляет 96 процентов – 1480 сел. Подвижной состав «скорой» – около 350 машин в этом году увеличится на 140 новых автомобилей. Это решение губернатора – за счет средств соцпартнерства практически наполовину обновить автопарк «скорой». Раньше техника в таких объемах приходила в область только по нацпроекту «Здоровье», но за прошедшее с тех пор время машины поизносились. Теперь проблема будет решена. Также в область осенью придут два передвижных маммографа с компьютерным оборудованием, позволяющим диагностировать рак груди. Они поедут работать по всей области, в том числе – в самые отдаленные села.

Это лишь наиболее яркие факты и цифры. На самом деле таких фактов много. Все вместе и каждый по отдельности они свидетельствуют, что никто из оренбуржцев медицинской помощью не обделен. И самое главное, что ее качество – одно для всех пациентов.

Ирина ФУРСОВА.

 

Комментарии (0)

архив новостей