Сегодня практически в каждом населенном пункте имеются в личном пользовании трактора. Это вызвано тем, что для многих сельчан подсобное хозяйство является едва ли не единственным источником дохода, которое содержать без техники очень трудно. И если у гостехнадзора нет серьезных замечаний по регистрации и прохождению технического осмотра сельхозмашин и прицепов к ним в отношении юридических лиц, то к «частникам» есть немало обоснованных претензий.
Так, в ходе операции «Трактор», проведенной с 1 августа по 15 сентября т. г., выписано 40 предписаний в адрес физических лиц из-за непредставления самоходных машин к государственному техосмотру. В «черном списке» нарушителей оказались владельцы тракторов с. Пашкино Красноярского сельсовета, Бакаевского, Курско-Васильевского и Аксенкинского муниципалитетов.
- По нашим данным, в настоящее время из числа зарегистрированных в эксплуатации у сельхозпредприятий находятся 270 и в личном пользовании – 350 тракторов разных марок и модификаций, - говорит главный специалист по гостехнадзору в Северном районе П. М. Журкин. – Кроме этого, по неофициальным данным, у физических лиц имеется еще около 60 тракторов, которые не зарегистрированы в установленном порядке. Еще более сложная ситуация с прицепами. Всего их в наличии 90 единиц, в том числе 64 – в предприятиях АПК, 26 – у частников. К большому сожалению, большинство прицепов в удручающем виде, и небезопасны в эксплуатации. По данному виду нарушений составлено 15 протоколов. Хочется на это обратить особое внимание инженерных служб хозяйств, отвечающих за техническое состояние тракторов, сельхозмашин и прицепов в том числе.
Продолжает иметь место управление сельхозтехникой в состоянии алкогольного опьянения и без каких-либо документов. Как правило, последствия оказываются печальными. По этой причине только на территории Красноярского сельсовета в прошлом году один человек погиб и двое получили тяжелые травмы.
Стало доброй традицией проводить рейды Гостехнадзора с ГИБДД по безопасности дорожного движения и безопасной эксплуатации самоходных машин. Их цель - не карательные меры, а разъяснение собственникам о мерах предосторожности в работе. Руководителям организаций и сельхозпредприятий есть необходимость проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры трактористов-машинистов. Не везде это делается должным образом. Должностным лицам следует также организовать контроль за выпуском на линию исправной техники с проверкой документов и выдачей путевых листов. Обеспечить охрану техники на стоянках, так как были случаи, когда она использовалась самовольно. По опыту это приводит к дорожно-транспортным происшествиям или несчастным случаям.
Для примера, в СПК им. Мичурина механизатор самовольно завел комбайн, стоящий около дома в темное время суток, и решил убрать на зерно посевы на своем приусадебном участке. При выгрузке семян из бункера забился шнек. Тогда комбайнер залез в бункер при работающем агрегате и встал ногами на кожух шнека. При очистке его лопатой он поскользнулся, и ноги затянуло в механизм, в результате человек получил тяжелую травму в виде перелома бедра.
Только чудо спасло комбайнера от гибели. Это говорит о том, что с работниками необходимо проводить инструктажи по технике безопасности на рабочем месте и перед каждым видом работ обучать безопасным навыкам с выдачей инструкции под роспись.
Азат НИЗАМОВ