Главная Кроме того Где же вы, друзья – однополчане?

Где же вы, друзья – однополчане?

01.02.2014

Список воинов-интернационалистов, выполнявших воинский долг в Афганистане, с каждым годом пополняется новыми именами. Районной общественной организации ветеранов Афганистана удается отыскать и занести их данные в Книгу Памяти, которую планируют выпустить у нас в ближайшее время.

Дело в том, что с первых дней войны прошло уже около 35 лет и многие из них теперь проживают за пределами Северного района. В список не вошли часть призывников-северян, которых направили в Афганистан военкоматы с мест учебы или работы. К сожалению, есть и такие, кто уже вскоре после демобилизации умер от ран и болезней.

По уточненным данным, только из населенных пунктов Русскокандызского сельсовета интернациональный долг в Афганистане выполняли 14 парней. В том числе А. Ф. Выдренков.

После окончания школы Анатолий несколько месяцев проработал механизатором в колхозе «Светлый путь», затем по направлению военкомата учился на курсах ДОСААФ, где освоил профессию механика-водителя бронетранспортера. 17 октября 1984 года он был призван на действительную военную службу и по распределению попал в одну из войсковых частей, дислоцированную в г. Термез. На этой приграничной территории юга Узбекистана готовили молодое пополнение к переброске в Афганистан. Все тяготы и лишения воинской службы, пройденные за четыре месяца подготовки, помогли закалиться молодым  бойцам и выжить на войне. Командиры проводили с ними физическую и огневую подготовку, тактические занятия с применением боевой техники. Механики-водители много времени уделяли изучению новых БТР-80, находящихся на вооружении у советских войск, искусству их вождения в разных ситуациях. Учились, как лучше уходить от обстрела противника. Тяжело было новобранцам в учении, но зато во время боев они уже действовали грамотно даже в самых сложных случаях.

- Границу переходили по мосту через реку Амударья, по которому выводили войска в феврале 1989 года, - рассказывает А. Ф. Выдренков. – Мы  заехали на территорию Афганистана ровно за четыре года до этого памятного события. Накануне в часть поступило 20 новеньких БТРов и один из них передали мне. Не успели их даже обкатать как следует, получили приказ 10 боевых машин доставить в Кундузскую дивизию, остальные – в Кабул в расположение 181-го полка 108-ой Невельской мотострелковой дивизии, которая была сформирована в годы Великой Отечественной войны в г. Оренбурге. О славном боевом пути этого воинского соединения знает каждый, кто проходил здесь военную службу.

По дороге в Кабул Анатолию посчастливилось встретить своих земляков из Кипчага и Пашкино. Они на КаМАЗах в составе большой колонны ехали за очередным грузом в Союз. Он узнал их по табличке на лобовом стекле автомобиля, где было написано «Оренбург-Северное». В ходе короткой остановки, после дружеских объятий ребята обменялись новостями из дома. Анатолий также узнал о том, что лишь по случайности не встретил здесь своего односельчанина Г. Дегтерева, который остался в автопарке из-за поломки грузовика. Геннадий к этому времени уже год прослужил в «горячей точке». Расставаясь с земляками, обещали вновь встретиться, но, увы, никогда он их больше не увидел. Сейчас, спустя 30 лет, забыл даже имена…

По прибытии в Кабул были сформированы экипажи боевых машин, и 8 марта их направили в Баграш для комплектации вооружением. Рассказывая о своей службе, Анатолий вспоминает эпизод, когда стал очевидцем гибели пассажирского самолета. Его подбили душманы на подходе к аэродрому. Выстрел угодил в один из двигателей самолета, откуда после яркой вспышки повалил небольшой черный шлейф дыма. Экипаж пыталсяна втором двигателе дотянуть до взлетно-посадочной полосы. Казалось, летчикам удастся это сделать. На земле все замерли в ожидании благополучного приземления воздушного судна. Чуда не произошло – самолет, словно подстреленная охотником птица, вдруг начал падать, и из него с высоты на водную гладь небольшой речки стали выпрыгивать люди. Все, кто наблюдал за трагической сценой, одновременно поспешили на помощь экипажу и пассажирам упавшего на землю АН-12. Увы, выжить никому не удалось, даже прыгавшие в воду разбились насмерть.

В Афганистане скромному сельскому парню выпала честь быть водителем БТР командира дивизии генерал-майора В. И. Исаева, с которым он участвовал во всех дивизионных и армейских боевых операциях. Благодаря этому Анатолию повезло в Гульбахоре встретиться с Александром Слезкиным, в расположении саперного батальона с Анатолием Фоминым, в разведбате – с Азаматом (фамилию не помнит) из Кряжлов.

Анатолий Выдренков хорошо понимал, какую большую ответственность возложило на него командование, доверив ему жизнь комдива. Были случаи, когда они, попав в засаду душманов, буквально чудом успевали уходить от зоны обстрела гранатометов. Механику-водителю необходимо было делать для этого невероятные трюки при вождении.

За безупречную службу в Афганистане Анатолий Федорович был удостоен государственной награды – медали «За боевые заслуги».

После демобилизации из армии А. Ф. Выдренков обзавелся семьей, вместе с женой построили дом, вырастили и воспитали троих детей.

Азат Низамов.

Комментарии (0)

архив новостей