Главная Кроме того Автогражданка: вчера и сегодня

Автогражданка: вчера и сегодня

06.02.2014

 История развития ОСАГО

Страхование автомобильной гражданской ответственности (ОСАГО) в России появилось только в 1991 году, да и то в добровольной форме. Поэтому неудивительно, что отечественные автовладельцы восприняли в штыки введение в 2003 году обязательного вида такого страхования (ОСАГО). Несмотря на множество дискуссий вокруг доходности «автогражданки» для страховщиков и принципов расчета ее цены для автовладельцев, она все-таки приносит некий элемент цивилизованности на наши дороги. Кроме того, такая услуга, пусть и навязанная,  способствовала росту других видов страхования.

Программа ОСАГО начала действовать с 1 июля 2003 года, при этом в течение полугода за отсутствие полиса «автогражданки» не предусматривалось штрафных санкций. В настоящее время за заведомое ее отсутствие водителя могут оштрафовать на сумму от 500 до 800 рублей и установить запрет на эксплуатацию автомобиля.

По полису ОСАГО водитель транспортного средства страхует свою гражданскую ответственность перед третьими лицами. Другими словами, если по его вине произошло ДТП, в результате которого пострадал автомобиль второго участника, нанесен ущерб любому недвижимому имуществу (например, витрине магазина или дорожному ограждению) либо жизни и здоровью других участников движения, страховая компания возмещает потерпевшей стороне затраты на восстановление поврежденного имущества, а также лечение пострадавшего.

На сегодняшний день размер страховой суммы, утвержденный Правительством РФ, составляет 400 тысяч рублей. Указанная сумма делится на две части: возмещение вреда, причиненного жизни или  здоровью, и возмещение вреда, причиненного имуществу. Если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадало двое и более человек, на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, будет выплачено максимум 240 тысяч рублей, а если потерпевший один – 160 тысяч рублей. Аналогичным образом меняется сумма возмещения вреда имуществу: при повреждении имущества двоих и более потерпевших будет выплачено максимум 160 тысяч рублей, а при причинении вреда имуществу одного – не более 120 тысяч.

Что же касается самого виновника ДТП, то ущерб, нанесенный его автомобилю, жизни и здоровью, ОСАГО не возмещает. Это возможно лишь при добровольном страховании автомобиля (АвтоКАСКО).

Проблема, которую надо решать

С прошлого года автовладельцы при регистрации и прохождении технического осмотра транспортных средств заметили значительное подорожание обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Если до этого водителям страховщики выписывали полис, учитывая их безаварийную езду, то теперь по непонятной причине данную льготу отменили. Зато в нагрузку в рекомендательной форме предложили застраховать жизнь и здоровье. В итоге стоимость полиса ОСАГО выросла почти в два раза. Многие водители безропотно рассчитываются со страховщиками, но есть и такие, кто пытается разобраться в сложившейся ситуации.

Так, с жалобой на неправомерные действия сотрудников компании ООО «Росгосстрах» в четвертом квартале 2013 года к специалисту по защите прав потребителей администрации района М. С. Храмовой обратились один человек в письменной и четверо в устной форме. А вот житель с. Северное, юрист по образованию,  С. Н. Носов счел необходимым обратиться  к уполномоченному по правам человека в Оренбургской области А. М. Чадову. 9 августа прошлого года по истечении срока действия страхового полиса ОСАГО Сергей Николаевич обратился в страховой отдел с. Северное филиала ООО «Росгосстрах», но так как он отказался от страхования жизни стоимостью            1 тыс. рублей, ему не выдали страховой полис. По его мнению, сотрудники компании пользуются тем, что на территории района они являются фактически монополистами по оказанию страховых услуг и навязывают автовладельцам обязательное страхование жизни. Страхователь узнает об этом только тогда, когда оплачивает страховую премию и получает на руки два страховых полиса. Закона об обязательном страховании жизни в Российской Федерации не существует, - пишет в своем обращении С. Н. Носов.

Письмо было направлено А. М. Чадову по почте 12 августа. 30 сентября в адрес Сергея Николаевича пришел ответ от директора филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области А. В. Жуланова, в котором говорится, что компания не ставит обязательным условием заключение договора страхования жизни для оформления полиса ОСАГО. Чтобы получить автогражданку, необходимо всего лишь написать заявление, предоставить паспорт транспортного средства, документ, удостоверяющий личность (паспорт) страхователя, водительские права всех водителей, вписываемых в полис.

Но, судя по обращениям населения, такой способ либо неведом большинству владельцев автотранспорта, либо существует чисто теоретически и на практике не применяется.

Не стоит винить в ситуации рядовых работников страховой компании на местах, это всего лишь исполнители воли руководства, которое с высоты своего положения определяет всю политику по отношению к клиентам.

Азат Низамов.

Комментарии (0)

архив новостей