Главная Экономика Зачем область берет деньги в долг?

Зачем область берет деньги в долг?

13.03.2014

Этот вопрос обычно обсуждают экономисты и популисты. Первые, потому что это предмет их профессиональной деятельности. Вторые, потому что на теме легко спекулировать - мало кто в ней разбирается, а слова «отдавать кредит» для соблазненных доступными, но дорогими кредитными деньгами россиян звучат, как приговор.

Хотя если посчитать, брать в долг региону выгодно - ведь эти деньги идут на создание общественных благ - для нас с вами, вкладываются в развитие нашей промышленности, села. Причем бюджетный кредит или облигационный займ в разы дешевле обычных банковских кредитов. Убедиться в этом легко - нет более прозрачной и публичной информации, чем долговая книга бюджета, где учтены все «приходы и расходы». Она доступна вниманию каждого на сайте Минфина области, а узнать, как обстоят дела в других регионах, можно на сайте Минфина РФ. Кто действительно хочет разобраться - пожалуйста.

Мы попробуем.

Для чего регионы берут кредиты?

Например, регион может взять бюджетный кредит в тот момент, когда приходит время платить зарплату бюджетникам, а налоги еще не поступили. В январе, допустим, сразу после нового года. Вы же не думаете, что люди с зарплатой могут и подождать? Вот! Зарплата - это святое. Поэтому взять на месяц или всего на пару недель, чтобы выплатить... святое - это не обсуждается.

Или, например, пришел очень крупный инвестор, взял кредит в банке на строительство завода, а регион выступил гарантом по кредиту. Ну не скажете же вы, что завод нам не нужен?..

Или другое. Увеличивая социальные обязательства, область увеличивает дефицит бюджета. И если не взять иной раз взаймы - для нас с вами это значит, что где-то отложится ремонт школы, дома культуры или строительство дороги, детского сада, спорткомплекса, покупка музыкальных инструментов... Но человек не хочет отложенных благ - мы живем здесь и сейчас!

Возможность «жить в долг» в засушливые годы выручала оренбургское село. В 2010-2011 годах, допустим, область добилась получения бюджетного кредита на ликвидацию последствий серьезной засухи - 2,8 млрд. рублей, возвращать которые, благодаря заботам губернатора, начнем только в 2032 году! Еще 700 млн. рублей взяли на ремонт и строительство дорог. Бесплатно дороги не строятся!

Обычная практика

Тот факт, что политика заимствований необходима, можно убедиться и на примере иных регионов. Например, Республики Татарстан или Краснодарского края - территорий, известных своими амбициозными проектами.

Объем долговых обязательств нашей области не превышает и половины максимального допустимого по закону порога, а расходы на его обслуживание составляют лишь 1% расходов областного бюджета при допустимых 15%.

Как гласит народная мудрость, «берешь чужие, а отдаешь свои». У финансистов своя мудрость: главное, не то, сколько ты занимаешь, а главное, как скоро возвращаешь!

Правительство области использует среднесрочные возобновляемые кредитные линии в банках. Когда возникает потребность - финансисты кредит привлекают, но как только появляются свободные средства - сразу погашают. И сроки кредитования не превышают 90 дней. Такое оперативное управление займом сводит риски бюджета к минимуму. За весь минувший год бюджет области ни разу не привлекал кредитов на 365 дней, а использовал средства открытых кредитных линий по мере необходимости, заплатив за них 47,3 млн. рублей. Экономия бюджетных средств при этом составила 78,3 млн. рублей.

Всегда есть варианты

Еще один способ - размещение ценных бумаг области на рынке. Правильно сконструированный облигационный заем позволит привлечь средства на пять и больше лет и точно перераспределить долговую нагрузку. За короткий срок обращения ценные бумаги Оренбургской области включены в Ломбардный список Банка России. Для их держателей это особая выгода - наши облигации в обеспечение кредитов принимает Центробанк России. Поэтому бумаги быстро разошлись на рынке. Для Оренбуржья это новый инструмент, и он помог привлечь средства на осуществление создающих рабочие места инвестиционных проектов, развития социальных и демографических инициатив.

В рамках разумного

Благодаря грамотному управлению, долг Оренбургской области остается на экономически безопасном  уровне. По объему долговой нагрузки мы занимаем 10 место среди 14 субъектов Приволжского федерального округа и 43 место среди регионов России. А иностранные рейтинговые агентства, мнение которых всегда принимают в расчет серьезные компании, присвоили Оренбуржью высокий кредитный рейтинг. Это значит, что затраты на управление государственным долгом области минимальны.

Павел Плотников.

Объем государственного долга субъектов Федерации Приволжского федерального округа на 01.02.2014

Субъект Федерации    Размер госдолга (в тысячах рублей)
1    Республика Башкортостан    17 870 331,1
2    Республика Марий Эл    9 174 739,8
3    Республика Мордовия    25 995 654,6
4    Республика Татарстан    85 859 211,8
5    Удмуртская Республика    28 835 091,1
6    Чувашская Республика    8 134 326,5
7    Пермский край    549 455,5
8    Кировская область        16 863 923,4
9    Нижегородская область    51 541 541,2
10   Оренбургская область    24 213 632,4
11   Пензенская область    18 622 376,2
12   Самарская область    39 648 749,0
13    Саратовская область    44 322 404,3
14    Ульяновская область    12 717 659,5

               
 

Комментарии (0)

архив новостей